(Афанас, Апанас и Опанас)
Бессмертный; Фанатос (Танатос, Танат) – греч. божество смерти.
17 (4) января – мученик Афанасий.
20 (7) января – мученик Афанасий Аттадийский.
26 (13) января – мученик Афанасий.
31 (18) января – #444 г. => святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский; преподобный Афанасий Сандемский (Рус.) и праведный Афанасий Наволоцкий (Рус.).
13 февраля (31 января) – святитель Афанасий, епископ Мефона.
28 (15) февраля – священномученик Афанасий епископ.
7 марта (22 февраля) – преподобный Афанасий исповедник.
21 (8) марта – преподобный Афанасий Муромский (Рус.).
22 (9) марта – мученик Афанасий Севастийский.
3 мая (20 апреля) – преподобный Афанасий Метеорский.
6 мая (23 апреля) – мученик Афанасий, волхв.
15 (2) мая – #444 г. => святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский; святитель Афанасий, патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец (Рус.) и преподобный Афанасий Свирский (Рус.).
17 (4) мая – святитель Афанасий, епископ Коринфский.
30 (17) мая – святитель Афанасий, епископ Христианупольский.
5 июня (23 мая) – праведный Афанасий.
16 (3) июня – преподобный Афанасий чудотворец.
3 июля (20 июня) – мученик Афанасий чтец.
18 (5) июля – преподобный Афанасий Афонский.
31 (18) июля – великомученик Афанасий.
2 августа (20 июля) – преподобномученик Афанасий Брестский (Рус.) (обретение мощей).
6 августа (24 июля) – мученик Афанасий Икийский.
4 сентября (22 августа) – священномученик Афанасий епископ.
10 сентября (28 августа) – преподобный Афанасий, затворник Печерский (Рус.).
12 сентября (30 августа) – преподобный Афанасий Островский (Рус.).
17 (4) сентября – преподобномученик Афанасий Брестский (Рус.).
22 (9) сентября – мученик Афанасий Солунский.
25 (12) сентября – преподобный Афанасий Высоцкий и ученик его, преподобный Афанасий Серпуховской (Рус.).
8 октября (25 сентября) – преподобный Афанасий, ученик Сергия Радонежского (Рус.).
11 октября (28 сентября) – преподобный Афанасий, затворник Печерский (Рус.).
6 ноября (24 октября) – святитель Афанасий, патриарх Цареградский.
8 ноября (26 октября) – преподобный Афанасий Мидикийский.
11 ноября (29 октября) – преподобномученик Афанасий.
20 (7) ноября – мученик Афанасий Мелитинский.
25 (12) ноября – праведный Афанасий.
9 декабря (26 ноября) – преподобный Афанасий Череповецкий (Рус.).
15 (2) декабря – преподобный Афанасий, затворник Печерский (Рус.).
Александрийский (295, Александрия, — 373), греческий богослов, представитель патристики, один из главных защитников никейской ортодоксии и непримиримый враг арианства. В качестве дьякона принимал участие в Никейском соборе; с 328 г. — митрополит Александрийский. 5 раз был сослан проариански настроенными императорами. Автор ряда апологетических («Против язычников», «О воплощении Слова»), догматико-полемических (3 речи «Против ариан», «Апология против ариан» и др.), историк-полемических («История ариан», «Апология своего бегства» и др.), экзегетических и аскетических («Жизнь св. Антония») сочинений, посланий и проповедей. Умозрению философских школ А. резко противопоставил идеал подвижника (Антония) который осуществляет на деле ту победу духа над телом, о которой философы думали и говорили. Какими бы резкими ни были отзывы А. о греческой философии, он не мог и не пытался обойтись без ее понятийного аппарата; особенно очевидна его зависимость от среднего платонизма (что вообще обычно для патристики). Однако его собственная мысль строго подчинена идеям христианской доктрины о спасении; для того, чтобы искупление было реальным, необходимо мыслить полноту Божества воплотившегося Логоса предвечной и единосущной Отцу. В связи с этим А. развивает теорию «обожения»: положение А. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» характерно для магистральной традиции христианской сотериологии.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
(ум. 1182)
святой преподобный (память 28 сентября/11 октября, 2/15 декабря), затворник Печерский, в Ближних пещерах. Долго и тяжело болел. Когда скончался, братия приготовила его к погребению, но в день похорон он ожил и обратился к братии с духовным назиданием, после чего ушел в пещеру, прожил в затворе, не говоря ни с кем, 12 лет и мирно преставился. У его мощей случалось много исцелений.
(в миру Андрей) (начало XVI в., Переяславль-Залесский — 1570-е гг., Москва), митрополит Всея Руси (март 1564 — май 1566), писатель, иконописец. В 1530—40-е гг. священник в Переяславле. В 1549—50 протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник царя Ивана IV Грозного. Сопровождал царя в Казанском походе 1552, совершил молебен при закладке Благовещенского собора в Казани. Привлекался свидетелем на церковных соборах 1553—54 по вопросам восстановления икон и фресок в кремлёвских соборах после пожара 1547. В 1555—56 поновлял икону Николая Великорецкого (совместно с митрополитом Макарием), в 1567 — икону Владимирской Богоматери. Предположительный автор иконы «Церковь воинствующая». Составил «Житие Даниила Переяславского» (1556—62), похвального «Слова» на перенесение мощей Николая Чудотворца (1562—64), «Степенной книги» (между 1560 и 1563). В 1562 пострижен в Чудовом монастыре. В 1564 занял место скончавшегося митрополита Макария. Афанасию было адресовано послание Ивана IV с извещением о введении опричнины (1565). Неоднократно «печаловался» царю за опальных. Оставил митрополию «за немощью велию», по мнению ряда историков — в связи с несогласием с опричной политикой Ивана IV. Поселился в Чудовом монастыре.
(до пострижения Любимов Алексей Артемьевич)
(1641, Тюмень - 06.09.1702, Холмогоры)
рус. церковный деятель, первый архиепископ Холмогорский и Важеский, писатель, книжник, создатель книгописной школы, сподвижник Петра I. Круг его интересов был разнообразен - астрономия, медицина, архитектура, география. Он знал латинский и греческий яз. В 1666 А. принял постриг в Далматовском Успенском мон. Большое влияние на А. оказали основатели этого мон. Далмат и Исаак. Возможно, в данный период А. поддерживал идеологию раскола, но вскоре встал на позиции официальной церкви. С конца 1666 по 1674 занимал должность крестового иеродьякона в Тобольском архиерейском доме. В 1675 назначен игуменом Далматовского мон. В 1677 по неизв. причинам находился в ссылке в Енисейском Спасском мон., получив прощение, вернулся в Далматовский мон. В 1679 отправлен с челобитной в Москву, где вскоре получил должность патриаршего крестового иеромонаха. В 1682 возведен в сан архиепископа и назначен в Холмогорскую епархию. Еще будучи в Далматовском мон., А. начал свою лит. деятельность. В 1666 им было составлено компилятивное Толкование на Псалтырь (в 1700 подарил в мон. библиотеку). Существует предположение, что в этот же период А. работал над "Шестодневом" - книгой, отразившей естественнонауч. и космологические представления образованного человека Московской Руси кон. XVII в. Расцвет его творчества приходится на холмогорский период жизни. Среди лит. соч. А. есть труды богословско-полемического, поучительного и светского характера.
Лит.: Панич Т.В. Афанасий // ТОДРЛ. Т.44. Л., 1990.
Манькова И.Л.
• Athanasius
Великий защитник Божественности Христа от еретического учения Ария.