(греч. Aphrodite) в древнегреческой мифологии богиня любви, красоты, чадородия. Римляне называли ее Венерой.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(греч. Aphrodite)
в греческой мифологии богиня любви и красоты, дочь Зевса (или Урана) и океаниды Дионы. По одной версии, А. родилась из морской пены (А. Анадиомена) и ей приписывали большую власть над морем, по другой - считалась символом земной любви, высшим идеалом женской красоты. В Риме А. соответствовала Венера - богиня любви, родоначальница и покровительница всего римского народа.
Марченко И.Д. О культе Афродиты на Тамани // История и культура античного мира. М., 1977. С. 121-126; Рабигович Е.Г. Афродита Урания и Афродита Пандемос // Античность и Византия. М., 1975. С. 306-318; Сокольский Н.И. Культ Афродиты в Кепах // ВДИ. 1973. №4.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Греческая богиня красоты и любви; согласно более ранней легенде, родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала пену; по поздней версии, Афродита - дочь Зевса и Дионы, жена Гефеста; от любовной связи с Аресом Афродита родила Эрота (Эроса), Деймоса, Фобоса и Гармонию, с Гермесом - Гермафродита, со смертным Анхисом - Энея, родоначальника римлян. Сочетание с Адонисом говорит в пользу представления о ней как о материнском божестве, что роднит ее с семитской Астартой. В греческой литературе Афродита главным образом символизирует любовь и сексуальное желание. В "Илиаде" она помогает Парису похитить Елену. Афродита безжалостна к тем, кто отвергает любовь (Ипполит, Нарцисс). Платон противопоставлял Афродиту Уранию ("небесную", согласно раннему мифу) Афродите Пандемос ("всенародной"). Многочисленные античные скульптуры богини любви дошли до нас как в оригиналах ("А. Киренская" и "А. Милосская"), так и в копиях ("А. Книдская" и "А. Косская" Праксителя).
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
древнегреческая богиня любви и красоты, олицетворение плодоносящей функции, покровительница брака. В Херсонесе ее почитали как морское божество и как покровительницу душ умерших. Связь Афродиты с плодородием объясняет хтонический характер почитания, какой она иногда имела. По мнению исследователей, официальный культ богини был введен в Херсонесе под влиянием Рима, поскольку римляне почитали ее как родоначальницу и покровительницу. Во II или III веке в городе существовал храм Афродиты, выстроенный в римском стиле. На его ремонт агораном Аврелий Гермократ пожертвовал 3000 денариев из расходных сумм агораномии. Почитавшаяся в этом храме богиня считалась покровительницей умерших, о чем говорят находки предметов с изображением Афродиты и ее свиты в женских захоронениях некрополя Херсонеса.
Афроди́та - в древнегреческой мифологии дочь Зевса и океаниды Дионы; богиня красоты и любви, жена бога Гефеста.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Богиня любви и красоты. Имеет малоазийское происхождение. Этимология имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения богини: согласно одной (поздней) она — дочь Зевса и Дионы; согласно другой, она родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда народная этимология ее имени «пенорожденная» (от греч. «пена») и одного из ее прозвищ Анадиомена — «появившаяся на поверхности моря». Гесиод говорит, что вместе с А.из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А.старше Зевса). А.обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. А.представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: « А.в садах», «священносадовая», « А.в стеблях», « А.на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор и нимф. А.прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А.Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница», Любовной власти А.подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия.
По своему восточному происхождению А.близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А.появляется в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. В Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А.часто носило чувственный характер (А.считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с ее стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую свое место среди олимпийских богов. Мужем А.является Гефест — самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчесывает золотым гребнем кудри и принимает гостей — Геру и Афину. Любви А.домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А.по вествует ряд источников и называются дети от этой связи: Эрот и Антэрот, а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» — спутники Ареса) и Гармония. Сыном А.от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, А.покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены и следит за прочностью их союза. А.пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем. Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея — своего сына от возлюбленного Анхиса. Однако Диомед преследует богиню и ранит ее в руку, так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его черным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А.на Олимп, где ее заключает в объятия мать Диона. А.с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу.
Геродот сообщает о почитании А.Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Был храм А.Урании в Афинах. Храм А.Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооруженной. А.Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе.
Многочисленные святилища А.имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах — Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрике — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А.в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе).
в греческой мифологии богиня любви и красоты. Родилась из морской пены. Во время спора, вызванного Эридой, о том, какая богиня - Гера, Афина или Афродита - самая красивая, Парис отдал яблоко Афродите, за это она помогла ему похитить Елену. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне она была на стороне Трои. Соответствует римской богине Венере.
в греческой мифологии дочь Зевса и Дионы, богиня любви и красоты
в греческой мифологии богиня любви и красоты, возникшая из морской пены. Ей соответствует римская Венера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты - "Афродита Книдская" (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и "Афродита Милосская" (2 в. до н. э., оригинал в Лувре, Париж).
— греческое имя Венеры (см. это сл.), богини любви, называется иногда также Афрогенеей, родившейся из пены морской. Афродизии — праздники в честь А., устраивавшиеся во многих местах Греции и М. Азии, особенно на Кипре.
в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты. Дочь Зевса и океаниды Дионы (согласно другому варианту мифа, А. возникла из морской пены). По-видимому, первоначально А. почиталась как богиня плодородия, близкая по своему характеру и происхождению к финикийской богине Астарте . Культ её был широко распространён, кроме Греции, на побережье М. Азии, Эгейского моря и в греческих колониях Причерноморья. В древнеримской мифологии отождествлялась с Венерой . Из античных изображений А. наиболее известны: А. Книдская Праксителя (середина 4 в. до н. э.), А. (Венера) Милосская (2 в. до н. э.).
(греч.) — богиня красоты и чувственной любви. Существуют две версии ее рождения: по более поздней, А. — дочь Зевса и океаниды Дионы; по старым мифам, А. родилась из морской пены, образованной каплями крови с гениталий оскопленного Кроносом Урана (по народной этимологии имя А. выводилось из греческого слова «афрос» — пена и означало «пенорожденная»). Любовной власти А. подчиняются люди и боги, ей неподвластны только целомудренные богини Афина, Артемида и Гестия. А. всегда в роскошных одеждах и украшениях, среди цветов и зелени, в сопровождении прекрасных нимфахарит. Мужем А. является хромоногий Гефест, искусный кузнец и самый некрасивый из богов. А. нередко изменяет мужу — по одной из легенд, он сковал волшебную сеть и поймал в нее свою супругу во время свидания с Аресом, чтобы выставить их на посмешище остальным богам. Ее связи с Аресом приписывают появление Эроса, Фобоса, Деймоса и Гармонии. От ее связи с Гермесом родился сын Гермафродит. Эней, постоянно пользовавшийся покровительством А., считается ее сыном от Анхиса. А. помогает влюбленным, способствует любовным связям, покровительствует героям в любви. Косвенно явилась причиной Троянской войны, пообещав присудившему ей яблоко Парису самую красивую женщину. В Троянской войне А. выступает на стороне троянцев, помогая своему любимцу Парису и своему сыну Энею. Одним из наиболее известных мифов является ее любовь к прекрасному юноше Адонису, погибшему от клыков дикого кабана, насланного Артемидой. Из-за Адониса А. поссорилась с Пер-сефоной, пока их спор не разрешил Зевс, постановивший, что часть года Адонис должен проводить в подземном царстве с Персефоной, а остальное время на земле с А. Будучи богиней свободной любви, А. жестоко наказывает тех, кто презирает любовь. Она покарала Нарцисса, внушив ему такую любовь к себе, что он превратился в цветок, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом. А. считалась покровительницей продажных женщин. В Коринфе жрицы А., жившие при храме, несли служение богине, отдаваясь за деньги. Первоначально это было религиозным актом, жертвой богине любви, и происходило в ее храме, а деньги шли в сокровищницу храма. Священными животными А. считались дельфин, воробей, голубь и заяц. Из плодов и растений А. были посвящены мирт, роза, мак и яблоко. Постоянным атрибутом А. был чудесный пояс, в котором крылась тайна ее обаяния. А. изображали красивой молодой женщиной: в древнем искусстве — в длинном ниспадающем одеянии, позднее — полунагой или обнаженной.