аэродинамика, аэродинамики, мн. нет, жен. (от греч. aer - воздух и dynamis - сила) (научн.). Учение о сопротивлении воздуха при движении тел.
раздел аэромеханики, в котором изучаются законы движения газа (напр., воздуха) и силы, возникающие на поверхности обтекаемого газом тела. Сформировалась в 20 в. в связи с развитием авиации. Основные задачи аэродинамики: определение сил, действующих на обтекаемое газом тело, распределение давления на его поверхности и скоростей в газе, его обтекающем.
АЭРОДИНАМИКА, и, ж. Раздел аэромеханики, изучающий движение воздуха и других газов и взаимодействие газов с обтекаемыми ими телами.
| прил. аэродинамический, ая, ое. А. нагрев (повышение температуры тела, движущегося с большой скоростью в воздухе или другом газе).
ж.
Научная дисциплина, изучающая законы движения воздуха, других газов и их
взаимодействие с движущимися в них телами.
(греч.) — наука о законах, по которым происходит движение газообразных тел или газов, со включением описания приборов, которыми эти законы экспериментально доказываются, равно как и машин, в которых применяется в технике движение газов. — Главнейшим законом в А. является применяемое также к жидкостям (см. Гидростатика) положение Торричели, что скорость, с которой газ вытекает из отверстия в стенке сосуда, зависит от высоты столба воды или ртути, которым изменяется сжатие или упругость газа, и притом скорость будет такова, что при учетверенном давлении она удвоится, при удевятеренном — утроится и т. д. Газы различной плотности, как, напр., водород и углекислота, вытекают при одинаковом давлении с различной скоростью. Так, напр., газ, который в шестнадцать раз легче атмосферного воздуха, будет в 4 раза скорее вытекать, чем последний; газ, который легче в девять раз, будет проходить в три раза скорее. Таким образом, скорости истечения для одних и тех же газов относятся между собой, как квадратные корни из их высот давления, для различных же газов при одном и том же давлении, как квадратные корни из их удельных весов. При истечении газов имеет место так же сжимание струи (contractio venae), как и в капельно-жидких телах (см. Истечение). Явление всасывания происходит так же при истечении газов, равно как и при истечении жидкостей. На этом основан опубликованный Клеманом и Деформом (в 1826 г.) аэродинамический парадокс, который на опыте можно наблюдать, если, напр., выдувать из воронки свернутую воронкообразно бумажную трубку. Бумага эта вместо того, чтобы вылететь или отстать, наоборот прижимается к стенкам воронки. Это происходит вследствие того, что при выдувании воздух, находящийся между бумажной трубкой и бумагой, увлекается отчасти вдуваемой воздушной струёй; вследствие этого между бумагой и воронкой воздух разрежается и наружное воздушное давление прижимает бумагу к стенкам. На том же основано устройство пульверизаторов — иньекторов новейшего времени. Относительно приборов, которые служат для собирания газов и удаления их — см. Газометр, Мехи и Вентилятор. Подобно жидкостям, газы представляют сопротивление каждому телу, движущемуся в них, и сопротивление это значительнее, чем больше поверхность движущегося тела и чем больше его скорость. Если из двух тел одинакой величины и тяжести одно движется вдвое быстре другого, то оно должно не только вытестнить вдвое больший объем воздуха, чем тело движущееся медленнее, но и придать этому объему воздуха двойную скорость, так что ему придется преодолевать вчетверо большее сопротивление, чем телу, движущемуся вдвое медленнее. Из этого следует, что сопротивление увеличивается пропорционально квадрату скорости, на самом же деле это увеличение идет еще скорее. Отсюда очевидно, почему для легких и объемистых тел ускоренное движение при падении переходит в равномерное. На последнем основано действие парашюта (см. это сл.). Движущиеся воздушные массы могут передавать свое движение также твердым телам. На этом основано устройство мельниц.
раздел механики, изучающий законы силового воздействия газообразной среды на движущееся в ней обтекаемое объемное тело. Служит теоретической базой для авиа- и ракетостроения, а также при проектировании ракетнокосмической, артиллерийской и другой техники. Основная задача - изучение сил и моментов, возникающих при воздействии газа на движущиеся тела.
1) раздел механики сплошных сред, в котором изучаются закономерности движения жидкостей и газов, а также механическое и тепловое взаимодействие между жидкостью или газом и движущимися в них телами.
2) раздел прикладной механики, служащий научным фундаментом для аэродинамического проектирования ЛА. Включает методологию научных исследований, сочетающую теоретическое и экспериментальное изучение физических явлений с целью использования полученных знаний в практике конкретной опытно-конструкторской работы. В зависимости от типа ЛА различают аэродинамику самолёта, аэродинамику вертолёта и т.д.