аэростат, аэростата, муж. (от греч. aer - воздух и states - стоящий) (спец.). Воздухоплавательный аппарат; то же, что воздушный шар.
ЛА легче воздуха, подъёмная сила которого создаётся с помощью заключённого в оболочку (баллон) более лёгкого, чем атмосферный воздух, газа (водорода, гелия, нагретого воздуха). Различают А. свободного полёта (управляемые и неуправляемые) и привязные; к управляемым А. относятся также дирижабли.
(от греч. aer - воздух и statos - стоящий, неподвижный) - ЛА, использующий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа, имеющего плотность меньшую, чем плотность атмосферного воздуха. Подразделяются на свободные и привязные аэростаты и дирижабли.
летательный аппарат легче .воздуха. Поддерживается в воздухе благодаря подъемной силе заключенного в оболочке А. газа с удельным весом, меньшим чем удельный вес воздуха. А. делятся на управляемые (дирижабли), имеющие удлиненную форму и снабженные двигателями и воздушными винтами, и неуправляемые — свободные и привязные.
(от аэро... и ...стат), летательный аппарат легче воздуха. Имеет оболочку, наполненную легким газом (водородом, гелием). Различают привязные, свободные, управляемые (дирижабли) и аэростаты для полетов в стратосферу (стратостаты).
АЭРОСТАТ, а, м. Летательный аппарат легче воздуха с корпусом, наполненным газом. Привязной а. Управляемый а. (дирижабль).
| прил. аэростатный, ая, ое.
м.
Летательный аппарат - дирижабль, воздушный шар и т.п. - с оболочкой,
наполненной газом, который легче воздуха.
(греч.) или воздушный шар. Так как воздух сходен с водой в отношении легкой подвижности частиц и подобно воде имеет вес, то каждое тело, находящееся в воздухе, проявляет те же свойства, какие оно проявляет, будучи погруженным в воду, т. е. следует закону Архимеда (см. это сл.). Таким образом, каждое тело должно потерять в воздухе столько веса, сколько весит объем вытесненного им воздуха. Если тело весит меньше, чем объем вытесненного им воздуха, то оно должно, следовательно, подниматься вверх в воздух с силой, которая соответствует разности весов: объема вытесненного воздуха и собственного веса тела. Бумажные фабриканты братья Стефан и Иосиф Монгольфьеры (см. это сл.) в Аннонэ во Франции, устроили в первый раз приспособление (шар), которое было легче вытесняемого им воздуха. Для этой цели они приготовили из бумаги большой шар и наполнили его нагретым воздухом, который, вследствие своего расширения, был легче холодного. Вскоре после этого Шарль в Париже употребил вместо нагретого воздуха (авг. 1783 г.) водородный газ, который около 14 раз легче (в 1836 г.) атмосферного воздуха. Позже, по предложению Грена (Green), стали применять для наполнения воздушных шаров в тех городах, где было введено газовое освещение, светильный газ, который также по удельному весу своему легче атмосферного воздуха, и добывание которого проще и дешевле добывания водорода. Так как воздушный шар поднимается вверх лишь в том случае, когда оболочка его и содержимое весят вместе менее вытесненного воздуха, то, очевидно, чем тяжелее материя его оболочки, чем больше груз шара и чем менее легок газ, которым наполнен шар, тем больше должен быть сделан сам шар. Тонкий шар из коллодиума, наполненный водородом, в состоянии подняться при величине диаметра его в 2 сантиметра. Шар из сусального золота требует для своего поднятия диаметра в 15 см, не отягченный ничем шар из так назыв. шелковой бумаги — 26 см, наконец, шар из вощеной тафты требует уже диаметра в 125 см. Большие шары приготовляются из особой крепкой шелковой тафты (раньше они приготовлялись из китайской шелковой материи); они изготовляются, главным образом, в Париже, фабричным путем. Форма их была прежде шаро— или грушеобразная; в новейшем воздухоплавании им придают овальную, сигаровидную или рыбовидную форму, чтобы уменьшить их сопротивление по направлению их движения. Так как аэростаты в верхних разреженных слоях воздуха раздуваются вследствие уменьшения внешнего давления, то их окружают сетками из крепких веревок для того, чтобы они не лопнули; к концам прикрепляется помещение для воздухоплавателей (у Монгольфьеров они состояло из круглой корзины, у Шарля оно имело вид лодки, или ладьи). Движение аэростата вверх происходит с помощью выбрасывания балласта (песка), который для этой цели берется в лодку при отправлении; опускание аэростата происходит от выпускания газа с помощью особого клапана, от которого веревка проходит в лодку и дает воздухопдавателям возможность управлять им. Управления аэростатом пытались добиться с помощью воздушных винтов, колес, парусов и руля (см. Аэронавтика). Привязанные на крепких канатах (ballons captifs), равно как свободно поднимающиеся аэростаты служат для метеорологических исследований высших слоев воздуха. С помощью малых шаров, привязанных на нитке, измеряют высоты пещер (относительно применения аэростатов в военном деле — см. Аэростьеры и Аэронавтика). В последнее время стали применять А. для фотографирования с птичьего полета. Для этой цели пускают небольшой шар с установленными на нем фотографическим аппаратом на 3 тонких шнурках, которые дают возможность держать шар почти неподвижным. Фотографический аппарат снабжен затвором с особым механизмом, который дает возможность человеку, находящемуся на земле, действовать им. Достигается это или с помощью электрического прибора, от которого проводник спускается вниз, или механическим приспособлением, которое соединено с землей зажигательной ниткой. Лишь только зажженная нитка сгорела, механизм действует автоматически. См Аэронавтика.