05 мая 2024
450 тысяч слов
+22 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова байронизм

все
Словарь Ушакова
Словарь Ефремовой
Эстетика. Энциклопедический словарь

Словарь Ушакова

байронизм

байронизм, байронизма, мн. нет, муж.

1. Романтическое течение в литературе начала 19 века, возникшее под влиянием англ. поэта Байрона и характеризующееся резким индивидуализмом, разладом между поэтом и обществом, разочарованностью, как следствием распада феодально-помещичьего общественного строя; следы влияния Байрона в творчестве какого-нибудь писателя (лит.). Русский байронизм. Байронизм Лермонтова.

2. Разочарованность, романтическое презрение к обществу (устар.). Напустить на себя байронизм.

Словарь Ефремовой

байронизм
  1. м.
    1. Мотивы разочарованности, индивидуализма, разлада с обществом (в литературе начала XIX в.).
    2. Разочарованность, пессимистическое отношение к жизни, обществу.

Эстетика. Энциклопедический словарь

байронизм

   своеобразное умонастроение, передаваемое при помощи такого характерного определения, как «мировая скорбь». Существовавшее издавна, едва ли не с времен Екклезиаста, оно обрело характер экзистенциально-психологической, нравственно-эстетической доминанты в романтизме. Имя английского поэта Дж. Г. Байрона (1788-1824), в творчестве которого это умонастроение стало ведущим, послужило основанием для его обозначения. Яркая личность гениального поэта, его стихи и поэмы производили неизгладимое впечатление на современников. Даже среди крупных деятелей европейской культуры было много поклонников его дарований. Достаточно назвать имена Т. Карлейля, Б. Дизраэли, А. Теннисона, И. Гете, А. Ламартин, A. де Виньи, В. Гюго, А. де Мюссе, Дж. Леопарди, Г. Гейне. Практически все художники-романтики XIX в. были в той или иной степени байронистами. В России притягательную силу байронизма испытали на себе B. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. Литературным образом, который в максимальной степени сосредоточил в себе байроническое начало, а также явился его логически предельной персонификацией и вместе с тем его самоотрицанием, поставившим «точку» на байронизме как литературной моде, можно считать образ Николая Ставрогина из романа Ф. М. Достоевского «Бесы».

   Формы, в которых проявлялся байронизм в жизни и литературе, зависели в огромной степени от масштабов личности и степени ее творческой одаренности. С максимальной обостренностью эту амплитуду возможных расхождений продемонстрировал М. Ю. Лермонтов в образах Печорина и Грушницкого. Как модное умонастроение байронизм привлекал к себе внимание не только личностей крупных, наделенных яркими дарованиями, но и людей заурядных. Последние, надеясь придать себе большую привлекательность в глазах окружающих, нередко использовали байронизм в качестве маски. Так, в каждом дворянском сообществе начала XIX в. имелся свой маленький «байрон». Возникали даже целые поэтические группы-школы эпигонов, исповедавшие байроновские симпатии.

   Понятие байронизма явилось одновременно и литературно-поэтической, и общеэстетической, и психологической, и этической, и даже психосоциологической категориями. Оно выказало способность фиксировать некий специфический настрой в групповом сознании творческой, преимущественнодворянской, интеллигенции эпохи нарастающей секуляризованности европейской, а затем и русской культуры.

   ◘ Лит.: Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. - М., 1995; Спасович В. Д. Байронизм у Пушкина и Лермонтова. - Вильно., 1911.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc