балалайка, балалайки, жен. Трехструнный щипковый и бряцательный музыкальный инструмент с треугольной декой.
• Бесструнная балалайка (разг. пренебр.) - болтливый человек, пустомеля.
Бесструнная балалайка (разг. пренебр. устар.) - болтливый человек, пустомеля.
► С ним невозможно разговаривать - он словно бесструнная балалайка.
русский народный щипковый инструмент с тремя (раньше двумя) струнами. Корпус имеет форму треугольника. Способ звукоизвлечения — бряцание, при котором к струнам прикасаются кончики трех пальцев (2, 3 и 4-го), сложенных особым способом, а также щипок, двойной щипок, малая и большая дробь, срыв, вибрато, тремоло. На балалайке играют также медиатором. Балалайка входит в состав русского оркестра народных инструментов и имеет разновидности: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас. Балалайка — прима широко распространена как сольный инструмент.
(балабойка)
ж обл. (южн., зап.), бруныеа (южн.) музыкальный инструмент (Даль, 1, 41). Огиенко считает, что слово балалайка заимств. от татар (Огиенко, 1915, 34). Шанский же считает, что балалайка "скорее всего является русским словом, родственным сущ. балаболка" (1Б, 19, 20), с чем трудно согласиться. ср. также Фасмер, 1, 113.
русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.
БАЛАЛАЙКА, и, ж. Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой.
| прил. балалаечный, ая, ое.
балабойка, южн. брунька (по Далю) — народный музыкальный инструмент, принадлежащий к группе инструментов струнных. Б. состоит из кузова с треугольной декой и грифа, делается из соснового дерева, и размеры ее уклоняются от тех образцов этого инструмента, которые продаются в наших столицах. Длина кузова с грифом = 30 дюймам, наибольшая ширина треугольной деки в нижней ее части = 16 дюймам, наименьшая в верхней части = 2 дюймам. Шесть миндалевидных отверстий ва верхней стороне деки, сходящихся в одном общем центре (в виде звездочки), имеют то же значение, что вырезки в деке скрипки, и называются эсами (S). По номенклатуре знатока наших народных инструментов Н. В. Лисенко эта звездочка называется голосником. По словам Н. Е. Симакова, иногда отверстия в голоснике круглы. Три колка в голове грифа служат для наматывания кишечных струн, направленных через подставку, помещаемую ниже голосника, к выступу на нижней широкой части кузова, где они закрепляются. Гриф перетянут на известном расстоянии четырьмя цветными струнами для обозначения ладов. По исследованиям Мих. Петухова и П. Штейнберга, сделанные в музее С.-Петербургской консерватории, основной тон кузова ć в одночертной или так называемой первой октаве (обозначение по Гельмгольцу, см. его "Учение о слуховых ощущениях", стр. 24). Естественно, что Б., как инструмент народный, сделанный неискусной рукой, не может иметь математически верного основного топа своего резонансового ящика, что не всегда достигается даже при изготовлении скрипичных кузовов опытными мастерами. Первые две струны Б. строятся в унисон, а 3-я в квинту, т. е. первые две строятся в ć, а третья в g. Игра на Б. производится правой рукой на щипок и, бряцая, потряхивая кистью, а левой рукой прижимают струны на грифе, перебирая пальцами. Для произведения большего эффекта балалаечник щелкает по кузову инструмента четырьмя пальцами дробью.
Балалаечники часто соединяются в хоры, разъезжая по крупным ярмаркам. Хоры эти состоят из мужчин и женщин, которые лихо пляшут под звуки Б. и звуки хорового пения. Когда и кем изобретена Б. неизвестно. Некоторые ученые видят в Б. видоизмененную домру или домбры (см. это сл.), до сих пор существующую у киргиз-кайсаков и отличающуюся от Б. тем, что нижний край ее треугольной деки гораздо короче балалаечного и что она имеет только две струны, строящиеся в квинту. Некоторые писатели по музыке полагают, что Б. изобретена самими русскими во время татарского владычества, или по крайней мере, заимствована от татар. Б., как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейшух музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший в качестве посла в 921 г. волжскую Болгарию и видевший, как заезжие "руссы" хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: "крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент" — "eine Laute", в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского (см. его "о погребальных обычаях славян", 66) — "балалайку", чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте. В восьмидесятых годах образовался кружок любителей игры на балалайках. В. В. Андреев, основатель этого кружка, подал мысль инструментальному мастеру Ф. Пасербскому построить Б. из лучшего материала, сделав кузов ее из бука и значительно увеличив его, а деку — из ели. Гриф, по указаниям г-на Андреева, был укорочен, струны натянуты скрипичные и гитарные. По образцу обыкновенной Б., г-ном Пасербским построены Б. трех различных форматов, которые составляют пропорциональные уменьшения и увеличения обыкновенного типа. Таким образом были построены Б.: пикколо (самая маленькая), прима (обыкновенная Б.), альт и бас — увеличенные балалайки. Все эти Б. трехструнные. Строй их — изменен. Строй пикколо — е, е, а (во второй октаве), примы — е, е, а (в первой октаве), альта — е, а, е (в малой октаве), бас строится октавой ниже альта. П. К. Селиверстов, при участии В. В. Андреева, составил "Школу балалайки" (СПб., 1887 г.). О кружке балалаечников см. статью Михаила Петухова, "В. В. Андреев и кружок игроков на балалайке" ("Баян", 1888, № 11).