барельеф, барельефа, муж. (франц. bas-relief, букв. низкий рельеф) (иск.). Выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности.
Французское – bas-relief (низкая выпуклость).
Латинское – bassus (нижний, низший) и relevare (приподнимать).
В русском языке слово «барельеф» в значении «выпуклое скульптурное изображение фигур или орнамента на плоскости» распространяется с середины XVIII в. в форме «барилиев». Форма «барельеф» устанавливается к началу XIX в.
Слово заимствовано из французского языка. Первоисточником слова в романских языках являются вульгарное латинское bassus и латинское relevare.
Родственными являются:
Украинское – барельеф.
Болгарское – барилиеф.
Производное: балерьефный.
(франц. bas-relief, т. е. низкий рельеф)
вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона. Изобразительные и орнаментальные барельефы - распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Барельефные изображения обычно помещаются также на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях, геммах.
|
* * *
тип скульптурного рельефа, фигуры которого выступают из плоскости фона менее, чем на половину своего объема.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
|
* * *
Скульптурное изображение с фоном, из которого фигуры выступают не более чем наполовину своего объема.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
|
* * *
(франц. bas-relief - низкий рельеф) - скульптурное украшение или орнамент на плоскости, когда изображение выступает из стены менее, чем наполовину своего объема. Скульптурное убранство Казанского собора (арх. А.Н. Воронихин) - ценный вклад в историю художеств России. Существенным компонентом входят в его ансамбль барельефы И.П. Мартоса и И.П. Прокофьева (15м х 1,5м), помещённые в аттики проездов колоннады и повествующие о массовом подвиге и жертвах во имя спасения народа.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
БАРЕЛЬЕФ (франц. Basrelief – низкий рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображаемые фигуры и предметы выступают над плоскостью изображения не более чем на половину своего объема.
(франц. basrelief), низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.
БАРЕЛЬЕФ, а, м. Скульптурное изображение на плоскости, в к-ром фигуры слегка выступают над поверхностью.
| прил. барельефный, ая, ое.
м.
Рельефное скульптурное изображение, выпуклая часть которого выступает над
плоскостью не более чем на половину своего объема.
(фр. bas-relief) — выпуклое изображение отдельных человеческих фигур, целых групп или каких-либо предметов. Они делаются из разных материалов: вылепливаются из глины, высекаются из мрамора или из какого-либо другого камня, вырезываются из дерева или отливаются из алебастра и из бронзы. Собственно барельефом, т. е. низким рельефом, называется изображение слабой выпуклости; изображение же большой выпуклости называется горельефом, или высоким рельефом. Обыкновенно разницу между ними определяют так: если фигуры выступают меньше чем на половину своей толщины — то это барельеф; если они выступают на половину своей толщины или больше, то это — горельеф. Употребление барельефов мы видим в глубокой древности и почти повсюду на древнем Востоке: в Индии, Ассирии и Персии, где они достигают иногда колоссальных размеров, в Египте, в древней Америке, в Греции и Риме, в средневековом и в новом европейском искусстве. Изображение их см. разные приложения к отделам "Зодчество" и "Искусство", а также прилож. "Ассирийские древности", черт. 1 и 54. В древнегреческом и римском искусстве излюбленным местом для барельефов были фронтоны (см. "Архитектура") храмов, где содержание барельефов обыкновенно отвечало назначению храма. По образцу их и в современной европейской архитектуре Б. располагаются на таких же частях зданий. См. приложение к ст. "Архитектура", "Стиль XIX столетия" черт. 1, "Венские здания", черт. 2 и "Парижские здания", черт. 1.