баскак, баскака, муж. (тат. basqaq) (ист.). При татарском иге - представитель ханской власти и сборщик дани.
(тюрк.)
представитель монгольского хана, ведавший сбором дани, учетом населения и контролем над действиями местных властей. Баскаки имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покоренного населения против монголо-татарского ига. На Руси баскаки появились в середине 13 века, но уже в начале 14 века ханы передали сбор дани в руки русских князей.
1) м ист. в эпоху татарского ига на Руси - представитель ханской власти и сборщик податей. Др.-рус. баскакъ (с 1255 г.) (Срезневский, 1, 43). Ушаков, 1, 93 баскак тат. basqaq (ист.); Фасмер, 1, 131. "Этот исторический термин 'сборщик податей в Золотой Орде' отмечен по словарю Будагова также и в чагатайском языке. Русскими заимствован, очевидно, в эпоху Золотой Орды. В новых тюркских языках не встречается" (Дмитриев, 1958, 19); см. также Шанский, 1 Б, 51, 52. К словам тат. происхождения относят слово баскак также Богородицкий (1935, 352), Огиенко (1915, 34) и Галкина-Федорук (1954, 100). "Глагол басмак, — пишет Кононов, — имеет также значение - печатать (< давить); мухур бас-мак - печатать печатью; следовательно, наиболее вероятное семантическое развитие: баскак - печатающий печатью (хана); тот, кто печатает печатью (хана)>чиновник; русское значение 'смельчак' и др. развились из основного тюркского" (Кононов, 1969, 534). Радлов баскак (чаг.) полицмейстер, гражданский чиновник для сбора податей у инородцев (4, 1533).
2) м баскачйха, ж обл. (вят., тамб.) смелый, бойкий или наглый, дерзкий человек (Даль, 1, 52; СРНГ, 2, 131). Слово баскак в данном значении также заимств. из тат. языка. См. Радлов баскак... 2. (казан.) бойкий, дерзкий (4, 1533).
(тюрк.), представитель монгольского хана в завоеванных землях (на Руси во 2-й пол. 13 - нач. 14 вв.), контролировал местные власти.
м.
Представитель ханской власти и сборщик дани на Руси во времена монголо-
татарского ига.
— по ханским ярлыкам, татарский чиновник, считавшийся по своему административному положению выше князей и полководцев; назначением его было перечисление народа и сбор податей в покоренных странах. По этимологическому производству баскак, равно как и даруга, отправлявший эту обязанность в орде, означают "давитель", что уже прямо показывает, какое понятие имели в Орде о сборщиках дани и чем они могли быть для народа. Но перечисление народа и сбор податей не были исключительными обязанностями Б. Отправляемые с отрядами войск и толпой разных мелких ордынских чиновников Б. вмешивались и во внутренние дела покоренной страны: входили во взаимные отношения повелителей ее, разбирали их тяжбы и вообще следили за правильностью отношений их к ордынскому владыке, донося ему обо всем при представлении дани. Явились они в России вскоре после Киевского погрома (1240) с теми же прерогативами своей власти, как и в других покоренных странах. До 1290 г. летописи полны свидетельствами татарского гнета, происходившего, главным образом, от неумеренного и жестокого сбора дани и насилия ханских чиновников. Есть летописные указания и на то, какими важным лицами были Б. и по отношению к нашим князьям. Расположение великого Б. (Б. делились на великих и малых) Амрагана к кн. Ярославу Ярославовичу и Василию Ярославовичу обеспечило первому победу над немцами, а второму — над новгородцами. Хотя князья и судились иногда перед ханом с Б., но тем не менее кажется несомненным то, что ссора с ними могла иметь для князей дурные последствия. Рассеянные по многим городам тогдашней Руси (великий Б. имел пребывание во Владимире) Б. зорко следили за поведением князей, вступались в их распри и доносили на них хану. Но при всем этом их влияние на внутренние дела Руси, по замечанию С. М. Соловьева, было незначительно, быть может, и оттого еще, что самое присутствие их здесь продолжалось недолго. После известия об Амрагане мы не встречаем на севере известий о баскаках и встречаем баскака только раз на юге, в Курской области, под 1284 г. Вместо них сами князья собирали дань и отвозили ее в Золотую Орду. С удалением Б., несомненно, ограничилось и влияние татарское как в материальном, так и в нравственном отношениях.