(Corno di basetto) — духовой инструмент полнозвучного мягкого тембра и низкого строя, носящий еще название круммгорна (Krummhorn) вследствие своей изогнутой формы; этот инструмент изобретен в 1770 г. в Пассау и усовершенствован Теод. Лотцем в Прессбурге в 1782. Б. в сущности есть тот же кларнет, но только больших размеров и изогнутый, и имеет схожую с ним аппликатуру и техническую сторону; способ вдувания воздуха тот же, что и в кларнете. Заключая в себе, подобно кларнету, 15 отверстий и клапаны, усовершенствованные новейшей техникой, Б. имеет сверх того приспособления для самых низких тонов С и D в малой октаве, тогда как простой кларнет идет только до Е в малой октаве. Ноты, написанные в партии Б., звучат квинтой ниже, вследствие чего объем этого инструмента в нотных знаках будет от С в малой октаве до F в третьей октаве, а на инструменте (звучащем квинтой ниже написанных нот) от F в большой октаве до В в третьей октаве.
На этом инструменте может быть исполнена хроматическая гамма. Особенно удачно был применяем Б. Моцартом, как, напр., в "Реквиеме"; позднее Моцарта композиторы пользовались этим инструментом мало. Руководства к изучению Б. были написаны Мюллером. Хотя многие и называют Б. басскларнетом, но между ними существует разница, заключающаяся в том, что басскларнет звучит октавой ниже обыкновенного кларнета, и имеет объем более низкий, чем Б.
Этот кларнет изобретен в 1828 г. в Геттингене Штрейтвольфом; применение его встречается у Мейербера в "Гугенотах", во многих операх Вагнера и проч.
(нем. Bassethorn, от итал. bassetto ≈ уменьшительное от basso ≈ бас и нем. Horn ≈ рог), альтовая разновидность кларнета . В конце 18 в. состоял из 2 прямых колен, расположенных под углом, мундштука с одинарной тростью и раструба. Современный Б. сходен с бас-кларнетом, но меньше его. Тембр мягкий, густой, мрачноватый. В 18 и 1-й половине 19 вв. применялся как сольный инструмент и в оркестре. Со 2-й половины 19 в. используется редко.