беда, беды, мн. беды, жен.
1. Несчастный случай, несчастье, горе. «Грех да беда на кого не живет.» погов. Сделать что-нибудь на свою беду. На беду (в знач. вводного слова - к несчастью).
2. в знач. сказуемого. О чем-нибудь плохом, печальном, затруднительном (разг.). Просто беда! Не беда (пустяки, не важно). Беда в том, что...
• Беда как... (разг.) - очень. Беда как надоело. На беду (разг.) - к несчастью. На беду чью (разг.) - к несчастью для кого-нибудь. На ту беду (разг.) - к несчастью на этот раз. Что за беда! (разг.) - ну так что ж! стоит ли беспокоиться!
Общеславянское – beda (беда).
Индоевропейское – bed (плохой, горе).
Слово «беда» известно с древнерусской эпохи, где «бъда» – заимствование из старославянского со значением «несчастье, горе» и восходит к общеславянскому beda и далее – к индоевропейскому корню bed- – «плохой», «горе, переживание, беда, несчастье».
С первоначальным значением «притеснение, гонение» слово «беда» восходит к древненемецкому глаголу beitten – «принуждать», что, вероятно, ведет к греческому peito – «убеждаю, уговариваю».
Производные: бедный, бедовый, бедовать.
Беда, да и только - выражение осуждения или недоумения по поводу невозможности что-либо сделать
Беда как... - очень, чрезвычайно
Беда (никогда) не приходит одна поел. - в жизни неприятные события обычно следуют чередой
Беда, коль пироги начнет печь сапожник, (а сапоги тачать пирожник) - плохо, когда некомпетентные люди начинают рассуждать о том или делать то, что они не умеют
Беда не по лесу ходит, а по людям - о постигшем кого-либо горе, несчастье и т. п.
В том-то и беда - в том-то и все дело
(Как) на беду - к несчастью
Лиха беда начало (или начать) - стоит только что-либо начать
На беду (мою, твою, свою и т. п.) - к несчастью
Не (велика) беда - ничего страшного
Пришла беда - отворяй ворота - несчастья по одному не случаются
(Beda Fomm)
2-я мировая война 59
Место сражения 5-7 февр. 1941. Ген. О'Коннор в первом англ. наступлении против итальянцев в Ливии после взятия Тобрука преследовал отступающую итал. 10-ю армию, причем 6-я австрал. пех. дивизия наступала вдоль побережья, а 7-я бронетанковая дивизия прошла через пустыню, выйдя к морю у Беды 5 февр., отрезав таким образом итальянцам путь к отступлению. После двухдневного сражения 20- тысячная группировка итальянцев капитулировала, потеряв 84 танка. За 62 дня с начала наступления в Египте небольшие англ. силы (около двух дивизий) разгромили 10 итал. дивизий, захватив 130 000 пленных, 380 танков и 850 пушек, потеряв только 500 чел. убитыми, 1380 ранеными и 55 пропавшими без вести. Однако успех был кратковременным. На североафриканском театре появился нем. корпус Роммеля, тогда как англ. силы были ослаблены отправкой подкреплений в Грецию.
См. Тобрук1,2.
удача
счастье
Беда как, (разг.) - очень.
► Беда как надоело.
На беду чью (разг.) - к несчастью для кого-н.
► Повстречала парня на свою беду.
На ту беду (разг.) - к несчастью на этот раз.
► На ту беду лиса близехонько бежала. Крылов.
Что за беда! (разг.) - ну так что ж! стоит ли беспокоиться!
► Что за беда! Пусть все знают!
Сигнал бедствия (спец.) - требование помощи при крайней опасности, выраженное условными знаками.
► Международным сигналом бедствии является сочетание букв S.O.S. [начальные буквы английской фразы save our souls - спасите наши души].
Syn: бедствие, катастрофа, горе, горесть,
Ant: счастье, везение
БЕДА, ы, мн. беды, бед, бедам, ж.
1. То же, что несчастье. Случилась б. Выручить из беды. Помочь, не оставить в беде. Пришла б. отворяй ворота (прост). Долго ли до беды (легко может случиться беда; разг.). Б. мне с ним (очень трудно, тяжело; разг.). Просто б.! (о тяжёлом, безвыходном положении; разг.).
2. в знач. сказ. Очень много, гибель, масса (в 4 знач.) (прост.). Людей там б.! или б. сколько!
• Беда в том, что... (разг.) плохо то, что... Беда в том, что он не хочет учиться.
Беда как (прост.) очень. Беда как устал.
На беду или на ту беду (разг.) к несчастью.
На свою беду (разг.) во вред себе.
Не беда (разг.) ничего, это не важно, не страшно.
Что за беда! (разг.) что же тут плохого, стоит ли волноваться.
| уменьш. бедка, и, ж. Маленькие детки маленькие бедки (посл.).
— Б. в славянских народных рассказах представляется обыкновенно женщиной, молодой или старушкой, высокой, худощавой, бледной и вечно голодной. Она не столько злое существо, сколько несчастное: она не желает вредить людям, но роковая судьба велит ей сопровождать некоторых людей от дня рождения до последней минуты их жизни, и пока она остается в их доме, до тех пор они подвергаются беспрестанно всякого рода несчастиям и лишениям. В одной польской сказке говорится, как мужик освободился от беды хитростью, загнав ее в пустую кость, и как другой из зависти выпустил ее оттуда, за что беда из благодарности поклялась не расставаться с ним до смерти. В одной чешской сказке, сродной греческому сказанию об Одиссее и Полифеме, беда представлена в виде исполина - людоеда и здесь она соответствует "лиху" других славянских сказок, сродных с чешской сказкой, являясь таким образом олицетворением не недостатка, а несчастия.
И. Л.
(Beda) — прозванный venerabilis (достопочтенный) — церковный историк, род. 637 г. в Нортумберлэнде и уже на 8-м году жизни поступил в монастырь Уирмаут, где пробыл до 691 г., получив там превосходное научное образование. Отсюда он перешел в соседний, подвластный Уирмауту монастырь Жервей (основан 682), где на 19-м году жизни сделался дьяконом и в 702 г. — пресвитером. С этого времени начинается его писательская деятельность, состоявшая, главным образом, в толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета. На одре болезни он закончил перевод Евангелия Иоанна на саксонский язык, диктуя его своим ученикам. Ум. 26 мая 735 и похоронен в монастыре Жервея; впоследствии останки его перевезены в Дёргэм. Б. написал очень многие ценные для его времени комментарии к Священному Писанию, кроме того, гомилии, жития некоторых святых, гимны, эпиграммы, сочинения по хронологии и грамматике. Полные собрания его сочинений изданы в Париже (1544 и 1554), Базеле (1563) и Кельне (1612 и 1688). Главное его сочинение, беспристрастно обработанное по летописям "Historia ecclesiastica gentis Anglorum" в 5 книгах, переведенная Альфредом В. на англосаксонский язык, остается единственным источником древнейшей истории Англии до 731 (недавно издано вновь Гольдером, Фрейб., 1882; 3 и 4 книги изданы Майором и Лёмби, Лонд., 1878; нем. перев. Вильдена, Шафгауз., 1860). Для хронологии важно сочинение Б. "De sex aetatibus mund i ", в котором им впервые введено летосчисление Дионисия, принятое потом в большинстве средневековых летописей. Текст полного собрания сочинений Б. с английским переводом его исторических трудов издан Минье (Париж, 1858, 6 т.); нем. пер. Вильдена, Шафгауз., 1866). См. Gehle, "De Bedae Venerabilis vita et scriptis" (Лейд., 1838); Wrights, "Biographia britannica litteraria" (т. 1, Лонд.6 1843); К. Werner, "Beda der Ehrw ü rdige" (Вена, 1875).