совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В иррационалистической "философии бессознательного" Э. Гартмана - универсальная основа бытия. Одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях глубинной психологии; в "аналитической психологии" К. Г. Юнга наряду с личным бессознательным выделяется коллективное бессознательное.
ср. разг.
То, что не контролируется сознанием.
— имеет двоякое значение: метафизическое и психологическое. В метафизическом значении этим понятием пользовался Гартманн для обозначения ("Philosophie des Unbewussten") высшего принципа бытия. В психологическом отношении понятие Б. не вполне твердо установлено и имеет несколько различных оттенков, из которых два главных: 1) безусловно Б., т. е. такие явления психической жизни, которые никогда не становятся объектом сознания, и 2) относительно Б., т. е. такие состояния, которые не опознаны, но могут быть опознаны при известных условиях. Первый психолог, пытавшийся ввести Б. как принцип объяснения психических явлений, был Лейбниц; до него, напр. у Декарта, психическое состояние и сознательное состояние были синонимами. Лейбниц пытается объяснить возникновение сознания из "petites perceptions", которые сами по себе не сознаются, но, суммируясь, вызывают состояние сознания. Таким образом, по Лейбницу, бессознательные представления отличаются лишь степенью ясности и интенсивности; они отличны от сознательных не по своей природе, а лишь количественно. С течением времени это значение понятия Б. перешло в положительное; понятием "темных представлений" стали пользоваться как положительным принципом объяснения. Такое значение Б. мы встречаем у Канта, у Фихте (принимавшего бессознательную деятельность нашего "я"), у Шеллинга, в особенности же у Гербарта и его школы. Гербарт предполагает, что представления могут "опускаться ниже порога сознания", становиться темными и представлять собою лишь "стремление к представлению". Таким образом стремление или предрасположение не есть какое-либо телесное, физическое изменение, а положительное психическое состояние. Многие психологи без достаточной критики принимают бессознательные психические состояния и ими объясняют инстинктивную и привычную, механическую сторону душевной жизни (напр. Маудсли). Факт узости сознания заставляет нас делить всю сумму представлений, имеющихся у человека, на те немногие, которые в каждый данный момент находятся в поле ясного сознания, и обширную область "возможных представлений", т. е. таких, о которых мы говорим, что они хранятся в памяти и могут при известных условиях стать действительно сознанными представлениями. Сознание не может дать нам никаких указаний относительно того, чем являются "возможные представления"; только путем умозаключения от действительных состояний сознания, пользуясь аналогией, мы строим теорию "темных представлений". Имеем ли мы, однако, право подводить состояния, которые никогда сами по себе не могут быть нами познаны, под ту же категорию, что и состояния сознания, нам непосредственно доступные? Чем бы ни были сами по себе "темные представления", несомненно, что они не суть представления: у них отсутствует самый характерный признак представления — а именно, признак, что они суть объект для субъекта, т. е. состояния сознания. В жизни души, бесспорно есть обширная область, указывающая на то, что помимо сознания есть ряд факторов, влияющих на душу; тем не менее эти факторы сами по себе не могут быть названы бессознательными. Та часть фактов, которая относится к области привычек, может найти себе объяснение, как говорили Милль и Спенсер, из законов сознательной жизни. Другая часть фактов может быть объяснена из явлений физиологической жизни. Вообще говоря, вопрос о Б. далеко не закончен; необходимо точнейшее определение понятия Б.
Весьма тонкий анализ понятия Б. можно найти у Brentano: "Psychologie vom empirischen Standpunkte" (I, Лпц., 1874). См. также Е. Colsenet, "La vie inconsciente de l'esprit" (П., 1880).
Э. Р.
♦ "— А я в Москве увижу мсье Кормилицына! — думала дама (она этого не думала, но я знаю наверное, что думала). — А я в Москве увижу мадам Попандопуло! — думал кавалер (и он тоже не думал, но думал)". — Щедрин.
♦ Бессознательное есть табуированное, т. е. не биологическое, а социальное явление: если в XX в. секс перестал табуироваться, значит, он перестал быть бессознательным, а в бессознательное ушло что-то другое. Что? См. концовку рассказа Ст. Лема "Sexplosion".
Бессознательное
♦ Inconscient
В форме прилагательного это слово означает все, что не является сознательным:
например, циркуляция крови или электрический обмен между нейронами суть бессознательные процессы, как почти все происходящие в человеке органические процессы. Мы не знаем, на что способно наше тело, говорил Спиноза. Не знаем потому, что большая часть его возможностей реализуется бессознательно.
В форме существительного бессознательное это все то, что теоретически могло бы быть сознательным, но фактически таковым быть не может в силу вытеснения и внутреннего сопротивления.
В этом случае бессознательное выступает в форме психического бессознательного, как учит Фрейд, и именно этот парадокс является для него определяющим. Бессознательное – это нечто вроде неразумного разума, бессмысленной мысли, субъекта без субъекта. Вы скажете, что такое невозможно? Не уверен. Вполне может быть, что бессознательное – это истина разума, а сознание – всего лишь его крайняя точка, которой вечно что-то угрожает, или вершина, которую без конца необходимо покорять. Если бы мысль могла осмыслить себя как Я, она стала бы Богом. Бессознательное то, что отделяет нас от Бога.
Вот почему не стоит поклоняться бессознательному и не стоит даже слишком ему доверяться. Ведь бессознательное тоже не Бог. И психоанализ, возведенный в ранг религии, оборачивается всего лишь очередным суеверием.
♦ (ENG unconscious, the)
то, что подавляется сознанием.
психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания; совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В философии Э. Гартмана — универсальная основа бытия, одно из центральных понятий в психоанализе 3. Фрейда, в «аналитической психологии» К. Юнга к личному бессознательному добавлено коллективное бессознательное.
совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б. рассматривается как особая сфера психического, качественно отличная от сознания. Б. - одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях глубинной психологии. В "аналитической психологии" К.Г. Юнга наряду с личным Б. выделяется коллективное Б. Бессознательным оказывается всё то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Экспериментальная разработка понятия "Б." была начата Фрейдом, показавшим, что мн. человеческие действия, в реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счёт инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. В дальнейшем понятие Б. было существенно расширено. Выделяется несколько осн. классов проявлений Б.:
1. неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознаётся в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами;
2. поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности;
3. подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознаётся.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 24)