(нем. Biedermeier) - стилевое направление, развивавшееся главным образом в немецком и австрийском искусстве в 1815-1848 гг. Название получило позднее по вымышленной фамилии немецкого обывателя, стоявшей в заглавии стихов поэта Л. Эйхродта. Для Б. характерна переработка форм ампира (гл. обр. в интерьере и декоративно-прикладном искусстве) в духе интимности и домашнего уюта. Женщины носили платья, отделанные кружевами, на корсетах, подчеркивая узкую талию, рукава делали очень пышными; мужчины надевали узорные жилеты, цветные узкие фраки и цилиндры - всё в упрощенном и удешевленном виде, как бы повторяя бытовой уклад аристократа рубежа XVIII-XIX вв., но дышало большим комфортом и опрятностью.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
(нем. Biedermeier, Biedermaier - обыватель)
стилевое направление в немецком и австрийском искусстве около 1815-1848. В бидермейере отразились представления бюргерской среды. Архитектура и декоративное искусство бидермейера перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта. Для живописи бидермейера (Г. Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег в Германии, М. Швинд, Ф. Вальдмюллер в Австрии) характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей.
|
* * *
шуточное объединение фамилий Biedermann и Bummelmeier - двух типов немецких филистеров, обозначение бытового стиля в Германии середины XIX в. Бидермейер не сложился в самостоятельный стиль ни в архитектуре, ни в скульптуре, проявился он в живописи и производстве мебели. Будучи преемником ампира, бидермейер целесообразно упрощает помпезную ампирную мебель, делая главный упор на ее практичность. Критерием полезности бытовой вещи, мебели стали считать прежде всего такие свойства, как прочность, доброкачественность, удобство. Округлые очертания форм мебели этого стиля популярны и в настоящее время.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(нем. Biedermeier, Biedermaier), стилевое направление в немецком и австрийском искусстве ок. 1815-48. В бидермейере отразились представления бюргерской среды. Архитектура и декоративное искусство бидермейера перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта. Для живописи бидермейера (Г. Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег в Германии, М. Швинд, Ф. Вальдмюллер в Австрии) характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей.