било, била, ср.
1. Металлическая доска, в которую бьют для подачи различных сигналов (отбивания времени ночными сторожами, созыва монахов в монастырях и пр.; устар.). «(Купец) на медное било расщедрился.» Л.Леонов.
2. Название ударных частей разных приспособлений (спец.).
1. (билцо). Металлическая или деревянная доска, играющая роль колокола.
2. Колокольня.
3. (притворное било). Нащельник (1) полукруглого или многоугольного сечения, прикрывающий стык створок в царских вратах.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Клепало)
деревянная или металлическая доска, ударами в которую созывались верующие к богослужению в те времена, когда еще не употреблялись колокола. До настоящего времени било употребляется в некоторых монастырях на Востоке и на Афоне.
БИЛО, а, ср.
1. Металлическая доска для подачи сигналов.
2. Ударная часть какогон. приспособления, машины (спец.). Б. барабана (в трепальной машине).
или билцо — металлическая или деревянная доска, которая в древности, а местами и в настоящее время, заменяла и заменяет церковные колокола, — ударяя в нее, призывают к богослужению. К нам Б. перешло из Византии, где, напр., по свидетельству архиепископа Антония (см. Путешествие его в Царьград), "колокола не держат во святой Софеи; но билцо мало в руце держа, клеплют на заутрени". На давнее употребление Б. у нас мы также имеем неоднократные летописные указания: так, напр., о Печерском монастыре говорится в летописи, что пред кончиной Феодосия, братия "удариша в била, собрашася вси" (П. С. Л. I, стр. 80). Хотя о колоколах упоминается еще в XI веке, но они были редки и малы и долго не могли вытеснить из употребления Б., на что есть также летописные указания; так, напр., говоря о погроме Москвы, произведенном ханом Тохтамышем в 1382 г., летопись замечает, что "не бе звонения в колоколы, ни в била" (П. С. Л., VI, стр. 102). А это ясно показывает, что во многих церквах московских еще и тогда были в употреблении Б. На Афоне Б. употребляются и до сих пор; у нас в России их можно видеть еще местами в церквах и монастырях, как остаток старины. В монастырях наших они применялись, по-видимому, иногда до самого позднего времени; так, напр., в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры Московской губ., основанном в 1844 г., и в настоящее время имеется большое дервянное Б., состоящее из длинной, тонкой сухой доски, изогнутой коромыслом; оно подвешивается на веревке и издает при ударе деревянной колотушкой довольно приятный, хотя и глухой звук. О билах подробно см. Труды I археологического съезда в Москве, часть I, стр. 300, ст. П. С. Казанского "О призыве к богослужению в Восточной церкви". Изображение соборного Б. во Пскове см. коллекцию фотографий Барщевского, № 1153 (Импер. публ. библ.).