бирка, бирки, жен. (иностр.).
1. Палочка или дощечка для нанесения нарезок, отмечающих счет (этногр., обл.). «Аким староста идет, бирки в пазухе несет.» Пушкин.
2. Деревянная дощечка с номером или надписью, привешиваемая к гриве лошадям, к товарам в кулях и т.п. (спец.).
ж? устар. палочка или дощечка, на которой зарубками кладутся знаки для счета, меры или приметы; от тат. бирмек (Даль, 1, 87). Поликарпов, 1704 бирка косяка игральная; Нордстет, 1780 бирка. "... Корш ... Миклошич... производят это слово из тюрк. Ыт один+&7а два... неясное слово" (Фасмер, 1, 167). Предполагаем, что слово образовано от тюрк. бир один-Нта два, что вместе значит 'один или два', 'несколько7 (Магазаник, 1945, 78). Возможно, и от тюрк. билге метка, засечка, знак (л в тюрк. яз. чередуется с р).
Syn: ярлык, этикетка, метка, наклейка
(Birka), торгово-ремесленный центр эпохи викингов (ок. 800-975) на о. Бьерке (оз. Меларен, Швеция). Остатки поселения, могильник с трупосожжениями и богатыми трупоположениями под курганами.
БИРКА, и, ж.
1. Палочка или дощечка, на к-рой нарезками отмечается счёт (устар.).
2. Пластинка с надписью (на товарах, на багаже, грузах). Товарная б.
| прил. бирочный, ая,-ое.
ж.
Пластинка с номером или надписью, прикрепляемая к какому-л. товару, багажу и
т.п.
— слово, по-видимому, скандинавского происхождения, от birk — береза. Так называется небольшая выстроганная с одной стороны палочка, служащая для счетоводства и вместе с тем являющаяся в народном быту материальным средством укрепления прав. На гладкой поверхности Б. посредством нарезок или зарубок разного вида обозначается количество вещей, товаров или денег, полученных или следующих какой-либо из договаривающихся сторон; по нарезке этих знаков палочка раскалывается пополам, одну часть берет кредитор, а другую должник; при приеме же вещей, товаров или денег половинки Б. складываются вместе, на них посредством нарезок делаются соответствующие изменения, и затем половинки снова отдаются контрагентам. Этот примитивный способ укрепления прав не чужд французскому быту, и Б. (les tailles) признаются имеющими доказательную силу по мелочным поставкам. У нас Б. часто употребляются в простонародье, иногда они привязываются к провиантским кулям; при производстве построек и других работ десятники обыкновенно пользуются ими для учета работ; у черноморских казаков они служили под названием "мудун" для поверки цепи передовых постов; у некоторых инородцев, как, напр., чувашей, черемисов и вотяков, Б. служат обыкновенной формой укрепления при заключении заемных обязательств. Наше законодательство в 226 ст. Местного Великороссийского Положения (Положение о сельском состоянии IV. Особое Приложение к IX т. Св. Зак. о сост.) упоминает о Б. как могущих служить для учета отработанных крестьянами в пользу помещика дней или дневных уроков (см. Барщина). Наш Устав Судопроизводства Торгового (изд. 1887 г., ст. 256, 274—276) приравнивает Б., которые ведут биржевые артельщики, извозчики и другие приемщики и поставщики товаров, к отписным книгам (см. это сл.), признавая их особым родом письменных доказательств, употребляемых в делах торговых. На основании этих постановлений употребляемые в коммерческом быту Б. хотя сами по себе и не имеют силы доказательства, могут, однако, служить полным доказательством против получавшего товары или припасы или пользовавшегося работой мастеровых, если он, продержав у себя Б., на которой отмечены получение и уплаты, более недели с того времени, как данная статья на ней отмечена, не заявил протеста против их верности. Если же Б. без вины лавочника, поставщика или мастерового потеряна, то для доказательства подлинности другого оставшегося у него образца оной он может быть допущен к присяге.