16 мая 2024
450 тысяч слов
+30 за сегодня

Значения слова благо

все
Словарь Ушакова
Современный экономический словарь. 1999
Этимологический Словарь Русского Языка
Педагогический терминологический словарь
Словарь антонимов русского языка
Гаспаров. Записи и выписки
Словарь экономических терминов
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православный энциклопедический словарь
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Вестминстерский словарь теологических терминов
Тезаурус русской деловой лексики
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

благо

1.

благо1, блага, ср.

1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ.

2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книж.). Поеду на юг: там все земные блага.

Всех благ (разг. фам.) - до свиданья (приветствие при прощании). Ни за какие блага (в мире) - ни за что, ни в каком случае.

2.

благо2, союз (разг.). Тем более, что; благодаря тому, что. Кончайте работу, благо вечер близко. Бери, благо дают.

Современный экономический словарь. 1999

благо

все, что способно удовлетворять o повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Этимологический Словарь Русского Языка

благо

Древнерусское – болого.

Старославянское – благо.

Общеславянское – bolgo (благо).

Слово «благо» в значении «добро, польза» известно с древнерусской эпохи (XI–XII вв.).

В полногласной форме «болого» оно заимствовано из церковнославянского, где употреблялась близкая современной форма «благо».

Слово восходит к общеславянскому субстантивированному прилагательному среднего рода bolgo от bolgъ (-а, -о) – «благой, добрый, хороший».

Родственными являются:

Украинское – благо.

Чешское – blaho.

Производные: благотворный, благотворительный, благополучие, благодетельствовать, благодетель, благодать, благородный, облагородить.

Педагогический терминологический словарь

благо

   общее этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности чего-либо; ценностный стандарт, в соотнесении с которым определяется значимость чего-либо. Понятие Б. является одним из исходных в этической теории и было введено в научный оборот античными философами, которые понимали его как цель деятельности человека (Платон, Аристотель). Уже в античности блага разделялись на внешние и внутренние, а последние - на телесные и душевные. Б. характеризует человеческую деятельность в целом, нравственное содержание оно приобретает как высшее Б., т.е. как конечная, совершенная цель человеческой деятельности. Высшее Б. в античной этике отождествлялось со счастьем, компонентами которого наряду с совершенным нравственным строем души являются также богатство, удача, здоровье и др. не всегда подконтрольные человеку факторы. В последующем понятия Б. и высшего Б. стали всё чаще отождествляться с добром (иногда слова "Б." и "добро" в обыденном языке употребляют как синонимы).

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)

Словарь антонимов русского языка

благо

зло

Гаспаров. Записи и выписки

благо

   ♦ Во благоприсноувеселении и во всяких присноденственных благоключимствах с благопрозябшими от тебя чады твоими благодетельми моими во многочисленные веки здравствуй. (Письмо 1695 г. из Азовского похода: РСт 74, 1894, 247).

   ♦ А местный священник даже всенародно однажды выразился, что душа ее всегда с благопоспешением стремится к благоутешению ближнего, а десница никогда не оскудевает благоготовностью к благоукрашению храмов Божьих Но Марья Петровна и сама знает, что она хорошая женщина (Щедрин, 6, 357).

Словарь экономических терминов

благо

   все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

благо

бл’аго — высшее добро, истинное счастье, святость. Может исходить только от Бога (Мат.19:17).

Православный энциклопедический словарь

благо

добро, доброе дело.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

благо

 Благо

 ♦ Bien, Tout Est -

   Все есть благо, провозгласил Лейбниц, а Вольтер в своем «Кандиде» подверг этот оптимизм убедительной насмешке. Действительно, весь наш опыт неумолимо свидетельствует о полной абсурдности предложенной Лейбницем формулы. Между тем она совершенно безупречна. Если Бог существует, если он всемогущ и всеблаг, значит, и в самом деле все к лучшему в этом лучшем из миров, и иначе быть не может. Принципом лучшего можно объяснить все, но именно поэтому он ничего не объясняет (с его помощью можно было бы с равным успехом объяснить существование мира, во всем отличного от нашего, например мира, в котором нет рака, или мира, в котором войну выиграл Гитлер, и т. д. и т. п.). Истина заключается в том, что мы ничего не знаем ни о таком Боге, ни о возможности существования другого мира, ни о происхождении зла (если допустить, что Бог существует). Все это, заключает Вольтер, не более чем «игра ума любителей поспорить, а сами они – каторжники, играющие своими кандалами».

   Все есть благо… Так звучит заключительная реплика Эдипа у Софокла; то же самое произносит и Сизиф у Камю. И это уже не религия, но мудрость. Не оптимизм, но трагизм. Не вера, но верность: «Сизиф учит нас высшей верности, которая отрицает богов и движет камни. Он тоже считает, что все в мире есть благо. И вселенная, отныне лишенная хозяина, не представляется ему ни бесплодной, ни ничтожной. […] Мучительное восхождение к вершине – само по себе достаточное основание, чтобы человеческое сердце преисполнилось сознанием полноты бытия. Мы должны представлять Сизифа счастливым» («Миф о Сизифе», заключение).

   Таким образом, если все есть благо, во всяком случае в определенном смысле, то не потому, что зла не существует, и не потому, что зло, как полагал Лейбниц, стоит на службе более высокого добра. Скорее это так потому, что не существует ничего, кроме реальности, которая не является ни добром, ни злом (вернее, является добром или злом только для нас), а для того чтобы иметь возможность хотя бы частично переделать мир, его следует принимать целиком таким, какой он есть. Оптимизм ведет к обману; пессимизм – к тоске. Мир – не супермаркет, в котором можно набрать в корзинку то, что нравится. Либо мы его принимаем, либо нет, и тот, кто надеется переделать мир, должен прежде его принять. Так что же, и в самом деле все в мире есть благо? Пожалуй, это слишком громко сказано. Все в мире истинно, так будет вернее. И здесь мы покидаем Лейбница, чтобы присоединиться к Спинозе. Это уже не философия лучшего из возможных миров, это философия единственно возможного мира. То же самое говорит и Камю, полностью сходясь со Спинозой: «Значение имеет только одно – подлинность, а человечность и простота в нее вписываются. Но когда я могу быть более подлинным, чем тогда, когда я и есть этот мир? Я чувствую полную удовлетворенность еще до того, как начал чего-то желать. Вот она, вечность, на которую я надеялся. Я больше не желаю быть счастливым; все, что мне нужно, – это сознавать» («Изнанка и лицо»).

Вестминстерский словарь теологических терминов

благо

 ♦ (ENG good)

   превосходное качество, в частности при рассмотрении моральных свойств. Бог есть высшее благо; он не только "творит благо", но и "является благом" и, т. обр., представляет собой образец для всех степеней "доброты".

Тезаурус русской деловой лексики

благо

Syn: добро, польза

Ant: зло

Энциклопедический словарь

благо

в философии - то, что заключает в себе определенный положительный смысл. "Высшее благо" (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) - то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, "эвдемония" в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле благо в этике - синоним добра.

Словарь Ожегова

благо

БЛАГО 1, а, мн. блага, благ, благам, ср.

1. Добро, благополучие (высок.). Стремление к общему благу.

2. обычно мн. То, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребности. Материальные блага. Земные блага. Ни за какие блага в мире (ни за что).

На благо кого-чего, в знач. предлога с род. п. (высок.) в интересах кого-чегон., для пользы кого-чегон.

Всех благ! (разг.) пожелание при прощании.


БЛАГО 2, союз (разг., часто ирон.).

1. Благодаря тому, что. Гуляет, б. погода хорошая.

2. Если, раз. Бери, б. дают.

Словарь Ефремовой

благо
  1. ср.
    1. Добро (1*1).
    2. Счастье, благополучие.
  2. предикатив Оценка чего-л. как хорошего.
  3. союз разг. Употр. при указании на благоприятствующую причину чего-л.; соответствует по значению сл.: благодаря тому что, тем более что.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово благо может быть

Предложения со словом благо

  • Она не играет в жизни, ничего не выигрывает и не проигрывает, никогда не выгадывает для себя, ни с кем не тягается, не борется за власть или за свое положение рядом с мужчиной, не завидует, не ревнует (хотя и имеет случай), просто боится потерять то благо любви, то духовное благосостояние, которое несет в себе ее душа.
  • Благо жизни такого человека в любви, как благо растения в свете, и потому, как ничем незакрытое, растение не может спрашивать и не спрашивает, в какую сторону ему расти, и хорош ли свет, не подождать ли ему другого, лучшего, а берет тот единый свет, который есть в мире, и тянется к нему, – так и отрекшийся от блага личности человек не рассуждает о том, что ему отдать из отнятого от других людей и каким любимым существам, и нет ли какой еще лучшей любви, чем та, которая заявляет требования, – а отдает себя, свое существование той любви, которая доступна ему и есть перед ним.
  • Так как Господь-солнце есть Божественная любовь и она есть само Божественное благо, то Божественное начало, исходящее от Господа и составляющее на небесах Его Божественность (divinum in coelo), называется для отличия Божественной истиной, хотя (в сущности) оно есть Божественное благо в соединении с Божественной истиной.
  • Так как Господь-солнце есть Божественная любовь и она есть самое Божественное благо, то Божественное начало, исходящее от Господа и составляющее на небесах его Божественность (divinuin in сoelо), называется для отличия Божественной истиной, хотя (в сущности) оно есть Божественное благо в соединении с Божественной истиной.

Цитаты со словом благо

  • Едва ли есть на земле такое благо, которому не сопутствовало бы зло.
    Генри Филдинг, "История Тома Джонса"
  • Если знаешь, что для другого человека есть благо, а он не видит этого, надо попытаться открыть ему глаза. Последнее слово должно остаться за ним, но надо с ним говорить, с ним самим, а не за его спиной с кем-то другим.
    Бернхард Шлинк, "Чтец"
  • Обладай волны сознанием, они решили бы, что не стоят на месте, что у них есть цель, что они движутся вперед, работают на благо Моря, и наверняка развели бы философию, столь же недалекую, как их усердие.
    Эмиль Мишель Чоран, "Попытки забыться"
  • Только женщина — существо другого пола — может вызвать в душе высокий поэтический восторг, только женщина способна подарить самому закоренелому грешнику благо всепрощения, пусть минутное, но ни с чем не сравнимое благо.
    Ясунари Кавабата, "Тысячекрылый журавль"
  • Что за дикая эпоха: на благо человека стремится усовершенствовать анестезирующие средства для облегчения физических страданий, но параллельно с этим делает все возможное для усиления страданий моральных!
    Жорис-Карл Гюисманс, "Наоборот"