1.
благо1, блага, ср.
1. Добро, счастье. Стремление к общему благу. Желаю вам всяких благ.
2. чаще мн. То, что служит к удовлетворению потребностей, материальные утехи жизни (книж.). Поеду на юг: там все земные блага.
• Всех благ (разг. фам.) - до свиданья (приветствие при прощании). Ни за какие блага (в мире) - ни за что, ни в каком случае.
2.
благо2, союз (разг.). Тем более, что; благодаря тому, что. Кончайте работу, благо вечер близко. Бери, благо дают.
все, что способно удовлетворять o повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.
Древнерусское – болого.
Старославянское – благо.
Общеславянское – bolgo (благо).
Слово «благо» в значении «добро, польза» известно с древнерусской эпохи (XI–XII вв.).
В полногласной форме «болого» оно заимствовано из церковнославянского, где употреблялась близкая современной форма «благо».
Слово восходит к общеславянскому субстантивированному прилагательному среднего рода bolgo от bolgъ (-а, -о) – «благой, добрый, хороший».
Родственными являются:
Украинское – благо.
Чешское – blaho.
Производные: благотворный, благотворительный, благополучие, благодетельствовать, благодетель, благодать, благородный, облагородить.
общее этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности чего-либо; ценностный стандарт, в соотнесении с которым определяется значимость чего-либо. Понятие Б. является одним из исходных в этической теории и было введено в научный оборот античными философами, которые понимали его как цель деятельности человека (Платон, Аристотель). Уже в античности блага разделялись на внешние и внутренние, а последние - на телесные и душевные. Б. характеризует человеческую деятельность в целом, нравственное содержание оно приобретает как высшее Б., т.е. как конечная, совершенная цель человеческой деятельности. Высшее Б. в античной этике отождествлялось со счастьем, компонентами которого наряду с совершенным нравственным строем души являются также богатство, удача, здоровье и др. не всегда подконтрольные человеку факторы. В последующем понятия Б. и высшего Б. стали всё чаще отождествляться с добром (иногда слова "Б." и "добро" в обыденном языке употребляют как синонимы).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 28)
зло
♦ Во благоприсноувеселении и во всяких присноденственных благоключимствах с благопрозябшими от тебя чады твоими благодетельми моими во многочисленные веки здравствуй. (Письмо 1695 г. из Азовского похода: РСт 74, 1894, 247).
♦ А местный священник даже всенародно однажды выразился, что душа ее всегда с благопоспешением стремится к благоутешению ближнего, а десница никогда не оскудевает благоготовностью к благоукрашению храмов Божьих Но Марья Петровна и сама знает, что она хорошая женщина (Щедрин, 6, 357).
все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.
бл’аго — высшее добро, истинное счастье, святость. Может исходить только от Бога (Мат.19:17).
добро, доброе дело.
Благо
♦ Bien, Tout Est -
Все есть благо, провозгласил Лейбниц, а Вольтер в своем «Кандиде» подверг этот оптимизм убедительной насмешке. Действительно, весь наш опыт неумолимо свидетельствует о полной абсурдности предложенной Лейбницем формулы. Между тем она совершенно безупречна. Если Бог существует, если он всемогущ и всеблаг, значит, и в самом деле все к лучшему в этом лучшем из миров, и иначе быть не может. Принципом лучшего можно объяснить все, но именно поэтому он ничего не объясняет (с его помощью можно было бы с равным успехом объяснить существование мира, во всем отличного от нашего, например мира, в котором нет рака, или мира, в котором войну выиграл Гитлер, и т. д. и т. п.). Истина заключается в том, что мы ничего не знаем ни о таком Боге, ни о возможности существования другого мира, ни о происхождении зла (если допустить, что Бог существует). Все это, заключает Вольтер, не более чем «игра ума любителей поспорить, а сами они – каторжники, играющие своими кандалами».
Все есть благо… Так звучит заключительная реплика Эдипа у Софокла; то же самое произносит и Сизиф у Камю. И это уже не религия, но мудрость. Не оптимизм, но трагизм. Не вера, но верность: «Сизиф учит нас высшей верности, которая отрицает богов и движет камни. Он тоже считает, что все в мире есть благо. И вселенная, отныне лишенная хозяина, не представляется ему ни бесплодной, ни ничтожной. […] Мучительное восхождение к вершине – само по себе достаточное основание, чтобы человеческое сердце преисполнилось сознанием полноты бытия. Мы должны представлять Сизифа счастливым» («Миф о Сизифе», заключение).
Таким образом, если все есть благо, во всяком случае в определенном смысле, то не потому, что зла не существует, и не потому, что зло, как полагал Лейбниц, стоит на службе более высокого добра. Скорее это так потому, что не существует ничего, кроме реальности, которая не является ни добром, ни злом (вернее, является добром или злом только для нас), а для того чтобы иметь возможность хотя бы частично переделать мир, его следует принимать целиком таким, какой он есть. Оптимизм ведет к обману; пессимизм – к тоске. Мир – не супермаркет, в котором можно набрать в корзинку то, что нравится. Либо мы его принимаем, либо нет, и тот, кто надеется переделать мир, должен прежде его принять. Так что же, и в самом деле все в мире есть благо? Пожалуй, это слишком громко сказано. Все в мире истинно, так будет вернее. И здесь мы покидаем Лейбница, чтобы присоединиться к Спинозе. Это уже не философия лучшего из возможных миров, это философия единственно возможного мира. То же самое говорит и Камю, полностью сходясь со Спинозой: «Значение имеет только одно – подлинность, а человечность и простота в нее вписываются. Но когда я могу быть более подлинным, чем тогда, когда я и есть этот мир? Я чувствую полную удовлетворенность еще до того, как начал чего-то желать. Вот она, вечность, на которую я надеялся. Я больше не желаю быть счастливым; все, что мне нужно, – это сознавать» («Изнанка и лицо»).
♦ (ENG good)
превосходное качество, в частности при рассмотрении моральных свойств. Бог есть высшее благо; он не только "творит благо", но и "является благом" и, т. обр., представляет собой образец для всех степеней "доброты".
Syn: добро, польза
Ant: зло
в философии - то, что заключает в себе определенный положительный смысл. "Высшее благо" (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) - то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, "эвдемония" в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле благо в этике - синоним добра.
БЛАГО 1, а, мн. блага, благ, благам, ср.
1. Добро, благополучие (высок.). Стремление к общему благу.
2. обычно мн. То, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребности. Материальные блага. Земные блага. Ни за какие блага в мире (ни за что).
• На благо кого-чего, в знач. предлога с род. п. (высок.) в интересах кого-чегон., для пользы кого-чегон.
Всех благ! (разг.) пожелание при прощании.
БЛАГО 2, союз (разг., часто ирон.).
1. Благодаря тому, что. Гуляет, б. погода хорошая.
2. Если, раз. Бери, б. дают.