20 мая 2024
450 тысяч слов
+22 за сегодня

Значения слова богема

все
Словарь Ушакова
Политическая наука: Словарь-справочник
Культурология. Словарь-справочник
Эстетика. Энциклопедический словарь
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

богема

богема, богемы, мн. нет, жен. (франц. boheme, букв. цыганщина).

1. собир. Необеспеченные актеры, художники, литераторы и т.п. интеллигенты, ведущие беспечную и беспорядочную жизнь. Литературная богема.

2. Беспорядочный быт такой среды (разг.). Дома у него настоящая богема.

Политическая наука: Словарь-справочник

богема

(франц. boheme, букв. цыганщина)

не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей.

Культурология. Словарь-справочник

богема

(фр. boheme, букв. – цыганщина) – среда главным образом художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников), для которой характерен беспечный, беспорядочный образ жизни.

Эстетика. Энциклопедический словарь

богема

   неформальная общность, в состав которой входят представители свободных, творческих профессий, художники, артисты, поэты, студенты, модистки, танцовщицы, а также лица без определенных занятий, бывшие в прошлом артистами или художниками, но спившиеся, опустившиеся и т. д. Богемный стиль жизни - порождение неоромантических умонастроений и атмосферы крупных европейских городов XIX-XX вв. Ценности богемы - свободная любовь, презрение к нормам мещанско-бюргерской морали, равнодушие к богатству и власти, пренебрежительное отношение к буржуазному конформизму. Чаще всего артистическая молодежь группировалась вокруг отдельных развлекательно-увеселительных центров, и тогда богемная жизнь приобретала определенные организационно-инсти- туциальные признаки клубного характера в виде постоянного членства, устава, гимна, герба и т. п.

   В России начала XX в. ярким примером богемного стиля социокультурной, художественно-поэтической жизни можно считать литературное кафе «Бродячая Собака». Этот артистический клуб существовал с 1911 по 1915 гг. в Петербурге на площади близ Михайловского дворца (ныне площадь Искусств, д. 5). В названии была обыграна метафора Ш. Бодлера, который в стихотворении «Славные псы» сравнивал представителей богемы со свободными бродячими собаками. Кафе-кабаре стало центром неформальной худжественной жизни столицы, собравшим в своих стенах цвет русской поэзии серебряного века. В число его учредителей входили С. Судейкин, М. Добужинский, С. Сапунов, Н. Евреинов. У клуба были свой устав (автор А. Н. Толстой), гимн (автор М. Кузьмин) и герб, изображавший бродячую собаку, попиравшую своей лапой античную театральную маску (автор М. Добужинский).

   Постоянными членами клуба были А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Хлебников, М. Лозинский, В. Маяковский, В. Нарбут. Его посещали К. Бальмонт, Ф. Солгуб, Тэффи, В. Шкловский, В. Жирмунский. Допускались и богатые поклонники талантливых завсегдатаев, нередко принимавшие на себя обязанности меценатов, что позволяло владельцу кафе Б. Пронину содержать его и обеспечивать его полноценную театрально-музыкальную и литературно-художественную жизнь с ее спектаклями, поэтическими вечерами, творческими дискуссиями, празднованиями юбилеев, приемами европейских знаменитостей и т. п. В жизни «Бродячей собаки» причудливо сочетались компоненты элитарности, богемности и своеобразного демократизма. «Бродячая собака» не была «башней из слоновой кости» (с самого начала идея «подвала» была как бы демонстративно противопоставлена надмирности всяких «башен», в том числе, можно думать, и «Башне» Вяч. Иванова), и стихия демократического искусства неизбежно врывалась под своды подвала, как это часто бывает при сознательном воскрешении древней карнавальной традиции. Но очевидно, что безмятежное и в целом уютное (несмотря на ряд конфликтов, ссор, разочарований) времяпрепровождение в «Бродячей собаке» резко контрастировало с теми историческими испытаниями, которые выпали надолюстраны в последовавшие годы» (Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы Бродячей собаки // Памятники культуры. Новые открытия,- Л., 1985.- С. 175)

   ◘ Лит.: Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917,- М., 1995; Хренов Н. А., Соколов К. Б. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность). - СПб.: Алетейя, 2001.

Энциклопедический словарь

богема

(франц. boheme, букв. - цыганщина), не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей.

Словарь Ожегова

богема

БОГЕМА, ы, ж. Не имеющие устойчивого обеспечения интеллигенты (актёры, художники, музыканты, литераторы), ведущие беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, среда таких людей.

| прил. богемный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

богема
  1. ж.
    1. Среда актеров, музыкантов, художников, литераторов, ведущих особый, отличный от привычного для большинства людей, беспечный, беспорядочный образ жизни, не имеющих устойчивого материального обеспечения.
    2. разг. Образ жизни, быт людей, принадлежащий такой среде.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

богема

(франц. Boh ê me, т. е. цыганщина) — так французский писатель Мюрже (Henri Murger, см. это сл.) назвал студентов Латинского квартала, и с тех пор богемой называют всякую интеллигентную бедноту, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Каким слово богема может быть

Предложения со словом богема

  • Через 12 лет после написания «Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта», создавая Первый Интернационал, Маркс столкнется с тем, что богема оказалась не только действеннее пролетариата и его идеологов, она подвижнее, гибче и в каком-то смысле действительно эффективнее.
  • Глядя из начала XXI века, наблюдая символы, знаки и слова окружающего нас мира, которые придумали дадаисты, Энди Уорхол, Ги Дебор, контркультура шестидесятых-семидесятых и прочие агенты хаоса и анархии, мы должны признать, что богема победила.
  • Наконец, богема принципиально современна (более того, претендует на то, чтобы диктовать культурную моду) и даже революционна, но вместе с тем она же часто щеголяет своей старомодностью, отрицает буржуазный прогресс, тяготеет к архаике и т.
  • Ведь деятели искусств и есть настоящая богема общества.