1.
брак1, брака, муж. сожительство супругов, совокупность бытовых и правовых отношений, связывающих мужа и жену. Вступить в брак. Счастливый брак. Состоять в браке. Брак их продолжался недолго.
| Форма закрепления и узаконения супружеских отношений (офиц.). Церковный брак. Законный брак (дорев.). Гражданской брак (зарегистрированный гражданскими властями; до революции - внебрачное сожительство). Фактический брак (официально не зарегистрированный).
2.
брак2, брака, мн. нет, муж. (нем. Brack). Испорченная, имеющая дефект продукция. В литейном цехе много брака.
| Дефект, изъян товара.
некачественные товары, непригодные к употреблению; продукция, не удовлетворяющая требования стандартов.
Под Браком подразумевается установленный Богом союз мужчины и женщины с целью создания семьи, рождения, защиты и воспитания детей, а также для обеспечения различных нужд этой семьи и общества в целом; для крещеных такой союз возведен Христом в достоинство таинства.
В латинском обряде служителями этого таинства считаются сами брачущиеся (новобрачные: жених и невеста), а не служитель Церкви (священник, диакон), который выступает лишь в роли главного свидетеля и предстоятельствует при совершении обряда таинства Брака: этот обряд называется венчанием (в отношении новобрачных используется глагол венчаться; в отношении действий священника – венчать). Центральный момент венчания составляет супружеское соглашение (которому предшествует испытание перед заключением супружеского соглашения, представляющее собой серию вопросов, задаваемых служителем Церкви жениху и невесте, на которые те отвечают, а служитель Церкви, в свою очередь, осуществляет принятие супружеского соглашения). Супружеское соглашение, произносимое каждым из супругов, и является тайносовершительной формулой: "Я, N. (имя), беру тебя, N. (имя), в жены (в мужья) и обещаю тебе хранить верность в счастии и в несчастии, в здравии и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей".
Важным символическим моментом обряда венчания является благословение колец священником и передача колец новобрачными друг другу.
товар, не имеющий надлежащей добротности; отсюда: бракование, браковка — действия браковщиков при освидетельствовании качества товаров.
Установление брака относится к первоначальному созданию человека. Видя, что не хорошо быть человеку одному, Бог сотворил ему помощника, соответственного ему (Быт 2:18). По учению Православной Церкви, брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется супружеский союз их в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Что брак есть таинство, это видно из послания ап. Павла к Ефесеям (5:31,32). Подробнее о браке см. «Библейский словарь» Верховского стр. 230-236 и словарь протоиер. Солярского, т. IV, стр. 709-711.
развод
Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия для духовного возрастания в любви, благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... (Быт. 1, 28). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на Брак как на дело, благословляемое Самим Богом.
По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность Брака, отмеченную в Законе (см. Лев. 20, 10), но и возвел его в степень Таинства: И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 3-6). Придя с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской, Он сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами (см. Ин. 2, 1-11). Господь освящает сочетание супругов в Таинстве Брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви. Святое христианское девство и святое Таинство Брака – два пути, указанные верным в Слове Божием (см. Мф. 19, 1; Кор. 7, 7, 10). Церковь благословляла всегда оба эти пути и осуждала порицателей того и другого.
Брачный обряд имеет свою древнюю историю. Еще в патриархальный период Брак считался особым установлением, но о брачных обрядах того времени мало что известно. Из истории женитьбы Исаака на Ревекке (см. Быт. 24) мы знаем, что он предлагал своей невесте подарки, что Елеазар совещался с отцом Ревекки относительно ее замужества, а затем был устроен брачный пир. В позднейшие времена истории Израиля брачные церемонии получили значительное развитие. Жених в присутствии посторонних лиц должен был, прежде всего, предложить невесте подарок, обыкновенно состоявший из серебряных монет. Затем приступали к заключению брачного договора, которым определялись взаимные обязательства будущих мужа и жены. По окончании этих предварительных актов следовало торжественное благословение жениха и невесты. Для этого устраивалась особая палатка под открытым небом, сюда являлся жених в сопровождении нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынами брачными» (см. Лк. 5, 34-35), а евангелист Иоанн – «друзьями жениха» (см. Ин. 3, 29). Невеста же являлась в сопровождении женщин. Здесь их встречали приветствием: «Да будет благословен каждый приходящий сюда!» Потом невесту обводили три раза вокруг жениха и ставили по правую сторону от него. Женщины покрывали невесту толстым покрывалом. Затем все присутствующие обращались к востоку; жених брал невесту за руки, и они принимали ритуальные благопожелания от гостей. Подходил раввин, покрывал невесту священным покрывалом, брал в руку чашу с вином и произносил при этом формулу брачного благословения. Жених и невеста пили из этой чаши. После этого жених брал золотое кольцо и сам надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мною по закону Моисея и израильтян». Далее прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который, держа в руках другую чашу с вином, произносил семь благословений. Новобрачные снова пили вино из этой чаши. В то же время жених разбивал первую чашу, которую он до этого держал в руке, о стену, если невеста была девицей, или о землю, если она была вдовой. После этого палатка, в которой происходила брачная церемония, убиралась и начинался брачный пир – свадьба. Пир продолжался семь дней.
В христианстве Брак благословляется с апостольских времен. Церковный писатель III в. Тертуллиан говорит: «Как изобразить счастье Брака, одобряемого Церковью, освящаемого ее молитвами, благословляемого Богом!»
Брачному обряду в древности предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям, насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Обручение совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный контракт. Последний представлял собою официальный документ, определявший имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, кроме того, жених дарил невесте кольцо, которое было изготовлено из железа, серебра или золота – в зависимости от состоятельности жениха. Климент, епископ Александрийский, во главе своего «Педагога» говорит: «Мужчина должен дать жене золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». Выражение «положить печать» объясняется тем, что в те времена кольцо (перстень), а точнее, вправленный в него камень с вырезанной эмблемой, служило одновременно и печатью, которой запечатлевалась собственность данного лица и скреплялись деловые бумаги. Христиане вырезали на своих перстнях печати с изображением рыбы, якоря, птицы и других христианских символов. Обручальное кольцо надевалось обычно на четвертый (безымянный) палец левой руки.
К X-XI вв. обручение утрачивает свое гражданское значение и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвословиями. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания. Окончательное единообразие чин обручения получает лишь к XVII столетию.
Чин самого бракосочетания – венчания – в древности совершался через молитву, благословение и руковозложение епископа в храме во время литургии. С IV в. вошли в употребление брачные венцы, возлагаемые на головы жениха и невесты. Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. Они знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы – Адама и Евы, – которым Господь отдал во владение все земное творение: ...и наполняйте землю, и обладайте ею... (Быт. 1, 28). Следует заметить, что до VIII в. венцы возлагались только на тех брачующихся, которые сохранили себя до брака в девственной чистоте.
Несмотря на то что уже к XIII в. браковенчание совершалось отдельно от литургии, эти два Таинства были тесно связаны. Поэтому с древности и до нашего времени жених и невеста, желающие сочетаться Таинством Брака, приготовляют себя к принятию благодати постом и покаянием, а в день венчания вместе причащаются Святых Божественных Таин.
См. Венчание.
♦ "Разрешаю похоронить гражданским браком" — была резолюция сельсовета об умершем Хлебникове ("Вестник" 1, 76).
♦ "Брак — говорил Бернард Шоу, — как масонство: кто не вступил в него, ничего не может сказать, кто вступил, ничего не смеет сказать".
некачественные товары, непригодные к употреблению; продукция, не удовлетворяющая требования стандартов.
одно из семи церковных таинств, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, по образу духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и воспитания детей. Совершается так: после обручения, во время которого священник передает жениху и невесте зажженные свечи и надевает кольца, которыми они затем троекратно обмениваются, жених и невеста подходят к алтарю и становятся на белый плат перед аналоем. На аналое - крест и Евангелие. Священник, спросив, твердое ли у них намерение вступить в брак и не обещались ли они кому-нибудь другому, читает молитвы и возлагает на головы жениха и невесты венцы. Затем венчающиеся пьют из чаши вино, и под песнопения священник трижды обводит их вокруг аналоя. После чего венцы снимаются, и читаются завершающие молитвы. По традиции муж благословляется иконой Спасителя, жена иконой Богородицы. Венчание не совершается во время постов, на пасхальной неделе, во время святок, а также во вторник, четверг и субботу в течение всего года.
французские гончие.
таинство, в котором жених и невеста перед Богом и Его Церковью обещают друг другу быть верными супругами, после чего их союз благословляется как образ духовного союза Иисуса Христа со Своей Церковью. Он был установлен со времен сотворения человека. Бог, видя, что человеку одному нехорошо, сотворил ему «помощника, соответственного ему» (Бытие, 2, 18). Супругам испрашивается благодать единодушия, благословенного рождения и христианского воспитания детей. О том, что брак есть таинство, можно узнать из Послания апостола Павла к Ефесянам (5, 31–32).
I. , -а, ж.
Семейные, супружеские отношения между мужчиной и женщиной.
* Счастливый брак. *
|| прил. брачный, -ая, -ое.
* Брачное свидетельство. *
II . , -а, м.
Недоброкачественные, повреждённые предметы производства, а также само повреждение.
* Выявить брак. Книга с браком. *
античное понятие. В греческом понимании в основном существовала моногамия (единобрачие). Однако в мифах и легендах описывались и другие формы брака (клановая, похищение или купля невесты, полигамия). Герои Гомера часто имели внебрачных жен. Необходимым условием признания законности брака в Древней Греции было достижение совершеннолетия, в Риме - достижение брачного возраста (для девушки - 12 лет, для юноши - 14 лет). Расторжение брака происходило в случае смерти одного из супругов, при утрате гражданских прав или при разводе.
А. Бог и брак
1. Бог чтит брак
♦ установлен в саду Едема:
Быт 2:18,21–24
♦ заповедь повторена в Новом Завете:
Мф 19:5; Еф 5:31
♦ установления в Ветхом Завете:
Лев 20:10–21; Чис 36:1-12; Втор 25:5-10
♦ Иисус на свадьбе:
Ин 2:1,2
♦ должно чтить брак:
Мал 2:15
; Евр13:4
2. Моногамия и полигамия
♦ моногамия — это идеал:
Быт 2:24; 1Тим 3:2,12
♦ полигамия в Ветхом Завете:
Быт 29:16–30; 1Цар 1:1,2; 1Цар 25:42,43; 3Цар 11:1-3
♦ полигамия приводит к конфликтам:
Быт 30:1; Лев 18:18; 1Цар 1:3-8
3. Прелюбодеяние
♦ запрещено во всех случаях:
Исх 20:14; Лев 18:20
♦ прелюбодей не наследует Царства Божия,
Гал 5:19–21; 1Кор 6:9
♦ см. прелюбодеяние
4. Браки с неверующими запрещены
♦ в законе Ветхого Завета:
Исх 34:15,16; Втор 7:3,4
♦ примерами из Ветхого Завета:
Суд 16:4-21; 3Цар 11:1–8; Езд 9:1–5,10–15; Неем 13:23-27
♦ в Новом Завете:
1Кор 7:12–16; 2Кор 6:14-18
5. Постоянство брака
♦ брак — союз на всю жизнь:
Мф 19:3–6,9; Рим 7:2,3; 1Кор 7:39
♦ Бог ненавидит развод:
Мал 2:16
♦ развод разрешен по жестокосердию,
Втор 24:1–4; Мф 19:7,8
♦ см. развод
Б. Быть одному и быть женатым
1. Возможность остаться одному
♦ это подарок от Бога:
1Кор 7:7,8
♦ предпочтительно во времена кризиса:
1Кор 7:25-28
♦ дает возможность полностью посвятить себя Богу:
1Кор 7:32-35
2. Цели брака
♦ достижение человеческого счастья:
Быт 2:18
♦ личная любовь:
Притч 5:15–20; Песн 2:3–7; Песн 8:5-7
♦ дети:
Быт 1:27,28; Мал 2:15; 1Тим 5:14
♦ недопущение безнравственности:
1Кор 7:2,8,9
В. Свадьбы в Библии
♦ Исаака:
Быт 24:62-67
♦ Иакова:
Быт 29:21-28
♦ Самсона:
Суд 14:10-19
♦ царя:
Пс 44:1-17
♦ Иисус на свадьбе в Кане:
Ин 2:1-11
♦ притчи Иисуса о свадьбе:
Мф 22:1-14; Мф 25:1-13; Лк 14:8-11
Г. Обязанности супругов
♦ муж должен заботиться о благе жены:
Еф 5:25; Кол 3:19; 1Пет 3:7
♦ жена должна подчиняться своему мужу:
Еф 5:22; Кол 3:18; 1Пет 3:1
♦ равная ответственность:
1Кор 7:1–5,32-35
Д. Брак как духовный символ
♦ Бог — супруг Израиля:
Ис 54:5
♦ духовный брак:
Иер 3:14; Ос 2:16,19,20
♦ Христос — жених церкви:
Мк 2:19,20; Ин 3:29
♦ Христос — муж церкви:
2Кор 11:2; Еф 5:22-32
♦ Церковь — невеста Христова:
Еф 5:22–24; Откр 21:2,9,10
♦ брачная вечеря Агнца на небесах:
Мф 22:1-10; Мф 25:1-10; Откр 19:7,9
♦ (ENG marriage)
союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви, верности и преданности, к-рый может быть санкционирован церковью (и государством) и к-рый в христианском контексте является как духовным, так и физическим соединением, благословляемым Богом.
1. ‘семейное положение’
Syn: свадьба
Ant: развод
2. ‘товар, продукция’
Syn: испорченный товар
Ant: качественный товар
БРАК 1, а, м.
1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский, незарегистрированный б.
2. Сопровождаемое обрядом бракосочетания христианское таинство вступления в супружество.
| прил. брачный, ая, ое. Б. союз.
БРАК 2, а (у), м. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком. Борьба с браком.
м. законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковию. Браки мн. церк. брачный пир. Жених весел, всему браку радость. Вообще пиршество, почетное угощенье (от брашно?). Всхоте брак сотворити ему (Св. Борису), Нест.
В высш. знач. союз церкви с Господом, воссоединение человека через церковь. Брак без повенчания, сожительство. Брак морганический, когда несродная мужу, по происхождению, жена и дети ее лишаются родовых законных отцовских прав. Бракосочетание, брачение ср. венчание, повенчание четы, обряд освящения брака установленным церковью таинством. Брачный, относящийся ко браку, к свадьбе. Брачить кого, венчать, более употреб. обрачить; брачиться, сочетаться браком, венчаться, быть обвенчанным.
в семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Б. заключается в органах записи актов гражданского состояния. С 1994 г. в ряде стран (Швеция, Дания, Норвегия) введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения Б.