бунчук, бунчука, муж. (турец. bonguk, бусы, надеваемые на шею лошади) (ист.). Конский хвост на древке, как знак власти (гетмана, паши); см. булава.
, а, м.
Древко с привязанным конским хвостом, служившее знаком власти казацких атаманов, украинских и польских гетманов, турецких пашей.
* ► Она любила конный строй, И бранный звон литавр, и клики Пред бунчуком и булавой Малороссийского владыки. // Пушкин. Полтава // *
(тур. boncuk) — ударный инструмент турецкого происхождения, металлический фигурный ствол с ответвлениями, прикрепленный к древку. К стволу и ответвлениям прикреплены колокольчики и бубенчики, звенящие при встряхивании. Применяется в военных оркестрах.
ж ист. конский хвост на древке как знак власти (гетмана, паши); тур. bonguk бусы, надеваемые на шею лошади (Ушаков, 1, 205). Сл. Акад., 1789 бунчук; Даль, 1, 142; Шанский, 1 Б, 228. "В тур. языке имеем bonchuk... в других та же форма, но с начальным м ср. туркм. монжук бусы, ожерелье, аз. мунчуг бусы, узб. мунчак бусы, ожерелье, новоуйг. мончак (то же), ног. моншак ожерелье, кирг. мончок бусы, тат. муйынча, башк. муйынса ожерелье... Все эти слова происходят от корня бойын (мойын шея). В основе русского заимство-1вания лежит, очевидно, олузская форма с начальным б (т. е. ближайшим образом турецкая)" (Дмитриев, 1958, 22). См. Фасмер, 1, 242; СРНГ бунчук (урал.) употр. в знач. жемчуг (3, 278). Радлов бунчук (крым.) = жош-чык, бунджук раковины, шарики, бусы, надеваемые на шею лошади; бунджук (тур.) = бунчук бусы, раковины (4, 1815); мунчак (узб., крым.) бисер, ожерелье из бус (4, 2190).
(тюрк.),
БУНЧУК, а, м.
1. У казачьих атаманов, гетмана: короткое украшенное древко с привязанным конским хвостом, кистями как символ власти.
2. В военных оркестрах: украшенный конскими хвостами ударный музыкальный инструмент в форме лиры.
| прил. бунчуковый, ая, ое и бунчужный, ая, ое.
— турецкое слово — бисер, бусы, раковинки, разноцветные стеклышки, привешиваемые на шею лошади, как украшение и т. п. В указанном значении термин Б. уже упоминается в 1608 г. в росписи захваченного в Москве, по убиении первого самозванца, в которой, между прочей сбруей, показан и Б. У турок Б., как знак власти и сана пашей, был в употреблении до введения строевых войск и обозначался словом туг, или кутас. Он представлял конский или тибетского быка хвост, насаженный на украшенное древко (длиною 3 аршина и более), оканчивавшееся вызолоченной медной или костяной маковицей. По числу навешенных хвостов паши получали названия "двухбунчужный", "трехбунчужный". Бунчуки носились при въезде губернаторов и начальствующих войсками, а перед султаном носили Б. с 7-ю хвостами. Почему русские и поляки турецкое туг переименовали в Б., неизвестно; также неизвестно и то, откуда вообще явилось понятие о Б., как регалии власти. Есть основание предположить, что Б. были известны нам и полякам гораздо ранее знакомства с турками, так как авары, булгары и другие приходившие из Азии народы тоже употребляли конские хвосты, как знамена и символы власти. В последнем значении Б. издавна употреблялись малороссийскими гетманами, в числе своих регалий имевшими Б., пожалованный в 1576 г. польским королем Стефаном Баторием, который, как видно из грамоты: "Бунчук пожаловал гетману: на знак звытяжства его з войском своим над народом Азиатским, от кого Клейнот сей добут працею гетманскою и кровию казацкою". Малороссийские бунчуки красились в красную краску; головка сплеталась из ниспадавших тонких волосяных веревок, белых и черных. Запорожские бунчуки были из белых волос с красными веревками. Гетман, избранный с согласия запорожских и украинских казаков, имел белые, черные и красные бунчуки. Богдан Хмельницкий давал наказным гетманам и малые бунчуки (2 аршина длиною), употреблявшиеся в обыкновенных случаях. Сверх того, при бунчуках подвешивались на серебряных шнурках 2 довольно большие серебряные кисти. Б. существовали и у донских казаков, которым были жалованы русскими государями. В 1706 г. Петр Великий, за верную службу донских казаков, усмиривших в Астрахани восставших стрельцов, даровал их войсковым атаманам и всему Донскому войску "честные и знатные войсковые клейноты", состоявшие из "Б. с яблоком, с доскою и с трубою серебряною, золочеными". В 1776 г. донцы получили от Екатерины II Б., с надписью на доске при нем: "Войска Донского, войсковому атаману Алексею Иловайскому, пожалован в 1776 г. etc.". Изображение Б. внесено (1803) в герб города Черкасска. Б. употреблялись при всех церемониях, радах, выходах к народу гетманов и т. п. На походе предводители всегда осенялись Б., которые при стоянках ставились перед их палатками. Как частный вид Б., следует упомянуть Бобылев хвост — регалия подобная Б., но древко наверху носило вызолоченный шар, на котором прикреплялся парящий орел, а белые волосы (в золотой сетке) свешивались из шара. Этот знак донские казаки применяли наравне с Б.; означал он волю и поныне употребляется казаками в торжественных случаях; его несут всегда впереди. Термин "бобылев" происходит от того, что "бобылем" называют коня чисто белой масти.
В Петербургском артиллерийском музее можно видеть довольно много разнообразных бунчуков, отбитых от турок в разных сражениях прошлого века.