буря, бури, жен.
1. Ненастье, сопровождаемое ветром, достигающим разрушительной силы, часто с дождем или снегом. Поднялась буря. Бурей повалило деревья. Буря утихла. Пронеслась буря.
2. перен. Очень сильное душевное волнение (книж.). В душе была целая буря страстей.
3. перен. Стихийное массовое проявление чувств, проявление своего отношения к чему-нибудь (книж.). Речь оратора вызвала бурю восторгов. Казнь Сакко и Ванцетти вызвала бурю протестов во всем мире.
• Магнитная буря (физ.) - магнитные возмущения на земной поверхности, смещающие нормальное направление магнитной стрелки. Буря в стакане воды (разг.) - волнение, ссора по пустякам.
Буря в стакане воды - о сильном возбуждении, горячем споре и т. п. из-за пустяков, по ничтожному поводу (Калька с франц. Слова принадлежат французскому просветителю Монтескье и сказаны им по поводу политических событий в карликовом государстве Сан-Марино)
покой
Буря в стакане воды (разг.) - волнение, ссора по пустякам.
► Через несколько дней эти неприятности покажутся бурей в стакане воды.
(шторм)
длительный ветер со скоростью 20,8-24,4 м/с (около 9 баллов по шкале Бофорта). Наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море, представляющим опасность для мореплавания. Ныне термин буря заменен термином шторм.
, бурон
(узб.), бороон чапкын (кирг.), туфон (тадж.), фыртына (азерб.) — длительный и сильный (24—28 м/с) ветер, сопровождающийся разрушениями на суше и сильным волнением на море (штормом). По шкале Бофорта сила Б. может достигать 10 баллов. Такой ветер разрушает строения и вырывает деревья с корнем. Различают пыльную Б. и беспыльную Б. В зависимости от цвета поднятой пыли пыльные бури могут быть черными, желтыми, красными, белыми и бурыми. По структуре различают бури потоковые, струйные и вихревые. Обычно бури обусловлены прохождением активного атмосферного фронта, глубокого циклона или смерча.
, -и, ж.
1. Очень сильный ветер (часто с дождём или снегом).
* Буря мглою небо кроет... (А. Пушкин). *
2. перен. О сильном проявлении чего-н.
* Буря негодования. *
♦ Буря в стакане воды. Волнение, ссора по пустякам.
(Tempest, The)
трагикомедия Шекспира; впервые напечатана в Первом фолио - в хорошей редакции, с делением на акты и сцены. Пьеса была сыграна при дворе 1 ноября 1611 г. и написана, вероятно, незадолго до того. Источник произведения неизвестен, хотя Шекспир, по-видимому, использовал информацию о крушении корабля, именуемого "Морская авантюра", отправившегося к берегам Вирджинии в июне 1669 г. и потерпевшего крушение в Бермудском заливе. Описать шторм Шекспиру, по-видимому, помогло письмо Уильяма Стрэчи (William Strachey), рассказывающее об этой трагедии, которое было написано 15 июля 1610 г. (не публиковалось до 1625 г.). Влияние других источников, например переводов Флорио из Монтеня и Голдинга из Овидия, также прослеживается в отдельных фрагментах пьесы.
"Бурю" играли в рамках торжеств по случаю бракосочетания дочери Якова I принцессы Елизаветы и пфальцграфа Фридриха зимой 1612 -1613 гг. Переделка Уильяма Давенанта и Джона Драйдена была показана в театре Герцога "Линкольнз-Инн-Филдз" в 1667 г. В ней Миранда вступает в брак с Ипполито - молодым человеком, никогда не видевшим женщин, а также у нее появилась младшая сестра Доринда. У Калибана тоже появляется сестра Сикоракс, а у Ариэля - слуга, Мильча. Эффектная оперная версия этой постановки, созданная Томасом Шедуэллом, была показана в театре "Дорсет-Гарден" в 1674 г. Музыку в возобновленной версии этого спектакля в 1695 г. приписывают Генри Перселлу.
Дэвид Гаррик осуществил постановку оперной версии по тексту Драйдена - Давенанта с музыкой Дж.К. Смита в Друри-Лейн в 1756 г., но восстановил текст Шекспира годом позже. Дж.Ф. Кембл адаптировал эту версию для театра Друри-Лейн в 1789 г. и спектакля в Ковент-Гарден (1806), в котором он сам играл Просперо. Музыкальная версия Фредерика Рейнольдса (аранжировка музыки - Генри Бишоп) была поставлена в Ковент-Гарден в 1821 г. с у.Ч. Макриди в роли Просперо. Макриди играл оригинальную версию пьесы в том же театре в 1838 г., а Сэмюэл Фелпс обратился к оригиналу в Сэдлерс-Уэллс в 1847 г. Текст в зрелищном спектакле Чарльза Кина (театр Ее Высочества, 1857) был сильно сокращен. Постановка Бирбома Три в Хеймаркете в 1904 г. была также сосредоточена на зрелищной стороне действия. Особый акцент был сделан на роль Калибана, которого играл сам Три. Джон Гилгуд играл Просперо в Олд-Вик в 1930 и 1940 гг., в Стратфорде-на-Эйвоне в постановке П. Брука в 1957 г., в Национальном театре в 1974 г. и в фильме Питера Гринуэя Книги Просперо (1991).
Пьеса была включена Питером Холлом в сезон поздних пьес (Национальный театр, 1988), а Сэм Мендес поставил очень зрелищный и красочный спектакль с Симоном Расселом Билом в роли неожиданно строгого Ариэля (Стратфорд-на-Эйвоне, 1993). Пьеса была экранизирована Дереком Джарменом (Derek Jarman, 1980) и Питером Гринуэем (Peter Greenaway, 1991), а также легла в основу классического произведения жанра фантастики - "Запретной планеты" (1956).
В "Буре" использованы сюжетные элементы, связывающие ее с другими поздними пьесами, или романическими трагикомедиями, но автор фокусирует наше внимание на финале истории и концентрирует фантастический материал внутри неоклассической структуры, отсылающей нас к одной из первых пьес Шекспира - "Комедии ошибок". Пьеса иногда рассматривается как прощание Шекспира с искусством, но и образ Просперо, и вся пьеса так многогранны, что ее однозначная трактовка оказывается почти невозможной. Немало произведений было создано под влиянием "Бури", в том числе опера Франка Мартина (1956), фантазия Берлиоза, симфоническая фантазия Чайковского, цикл стихотворений "Море и зеркало" У.Х.Одена (W. H. Auden) и множество живописных полотен.
см. Шторм.
БУРЯ, и, ж.
1. Ненастье с сильным разрушительным ветром. Песчаная б. Пыльная б. Душевная, сердечная б. (перен.: о тяжёлых переживаниях, глубоких волнениях). Б. в стакане воды (ирон.: волнение, ссора по пустякам).
2. перен., чего. О сильном, бурном проявлении чегон. Б. восторгов. Б. рукоплесканий.
• Буря и натиск литературное движение в Германии в 7080-х гг. 18 в., противопоставлявшее себя классицизму, утверждавшее национальную самобытность искусства, изображение сильных и ярких чувств.
| прил. буревой, ая, ое.