18 мая 2024
450 тысяч слов
+63 за сегодня

Значения слова валторна

все
Словарь Ушакова
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Словарь музыкальных терминов
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Словарь Ушакова

валторна

валторна (волторна неправ.), валторны, жен. (нем. Waldhorn) (муз.). Медный музыкальный духовой инструмент с мягким тембром.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

валторна

, ы, ж.

   Медный музыкальный духовой инструмент в виде спирально согнутой трубы с широким раструбом, отличающийся мягкостью и полнотой звука.

   * Отец его играл на валторне, мать на арфе. // Тургенев. Дворянское гнездо // *

   ВАЛТОРНИСТ

Словарь музыкальных терминов

валторна

(нем. Waldhorn — лесной рог) — медный духовой мундштуч­ный инструмент, с мягким, нежным тембром звука, напоминающим человеческий голос. Диапазон валторны in В — от H1 до f 2. Используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как сольный инстру­мент (концерты для валторны с оркестром писали В. А. Моцарт, К. Вебер, Р. Глиэр и др.).

Энциклопедический словарь

валторна

(от нем. Waldhorn, букв. - лесной рог, итал. corno), духовой музыкальный инструмент. Появился в кон. 17 в. в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в 1-й четв. 19 в.

Словарь Ожегова

валторна

ВАЛТОРНА, ы, ж. Духовой мундштучный музыкальный инструмент спирально согнутая медная труба с широким раструбом.

| прил. валторновый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

валторна

ж.
Медный музыкальный духовой инструмент мягкого тембра в виде изогнутой спиралью
трубы с широким раструбом.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

валторна

или рог (corno — по-итальянски, cor — по-французски, Horn или Waldhorn — по-немецки) — музыкальный медный духовой инструмент, коническая трубка которого согнута. Рог — очень древнего происхождения. Им пользовались уже этруски и римляне. Длинная трубка первобытного рога имела форму дугообразную, в виде рога животных. В конце XVII столетия во Франции этот инструмент получил форму круга. Для удобства играющего трубку сгибали кругом в несколько оборотов. В таком виде витой рог назывался Cor de chasse. Из Франции он перешел в Германию, где долго применялся для сигналов на охоте. Позже он введен в военный оркестр, а с XVIII столетия — и в театральный. При императоре Петре Великом этот инструмент встречается в оркестре, игравшем на ассамблеях. При императрице Елисавете был составлен богемским музыкантом Марешом оркестр из играющих на охотничьих рогах. В этот оркестр роговой музыки входили рога разных величин, от самых малых до самых больших, помещавшихся на подставках. Каждый рог издавал только один звук, высокий или низкий, сообразно размерам инструмента. Рога были прямые. Полный состав таких инструментов роговой музыки хранится в помещении придворного оркестра в Петербурге. Согнутый рог, применяемый в войсках, получил в позднейшее время овальную форму. В иностранных войсках трубка имеет один загиб и довольно большие размеры. В русских войсках сигнальный рожок гораздо меньше и трубка загнута в несколько оборотов. Звуковой объем этих инструментов ограничен. Среди рогов или валторн, применяемых в оркестре, следует различать валторны обыкновенные или натуральные и валторны с пистонами (стоячими вентилями) или цилиндрами (лежачими вентилями). На валторне обыкновенной играющий может издавать ряд звуков натуральной гаммы.

Недостающие звуки диатонической гаммы и хроматической получаются посредством руки, вкладываемой играющим в нижнюю, более расширенную часть инструмента (устье). Такие звуки называются закрытыми. При высоком строе В. длина трубки короче, при низком — длиннее. Наиболее употребительные строи валторны: F, E, E s. Чтобы переменить строй В., пользуются добавочными согнутыми трубками, которые удлиняют трубку валторны и называются машинками или кронами. Не на каждой валторне можно брать все ноты натуральной гаммы. Чем ниже строй В., тем число доступных нот увеличивается. На валторне с тремя пистонами (см. это слово) или с цилиндрами (см. это слово) играющий может получить полную хроматическую гамму, без закрытых звуков. Валторна принадлежит к разряду инструментов транспонирующих, т. е. ее партия пишется в ладу C, а исполняется в том ладу, в котором валторна настроена. Звуки валторны имеют характер туманный; они благородны, певучи, поэтичны. Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наиболее мягким звуковым характером. Этот инструмент — один из необходимейших в симфоническом оркестре.

Н. Соловьев.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом валторна

  • И при всем при этом всегда валторна и кларнет – прошлое и второе Я – существовали рядом с альтом Данилова, валторна порой грустила, вздрагивала как-то или что-то предсказывала, а порой звучала светло, будто исчезнувшая свежесть юных лет, кларнет был нервен, вцеплялся в мелодию альта, рвал ее, грозил и мучился, и скрипом тяжелой черной двери, впускаю щей странного гостя, кларнета опекал контрабас.
  • В симфонии было семь частей, альт вел сольную партию, но не так, как у Берлиоза в «Гарольде», а находясь почти всегда в состоянии любви, ненависти или усталого безразличия к кларнету и валторне, причем валторна показалась Данилову выражением прошлого альта, или, может быть, даже и не пережитого альтом, а только пригрезившегося ему.
  • А то вдруг валторна изменяла самой себе, на мгновения приближалась голосом к деревянным духовым, становилась будто кларнетом, и альт Данилова затихал в растерянности.
  • Особенно ему понравилась валторна – медная змея, закрученная в кольцо, с широким круглым раструбом, с нежным и в то же время сильным нутряным звуком.