вахта, вахты, жен. (нем. Wacht) (мор.). Очередная работа, дежурство части судового экипажа в военном и торговом флоте. Стоять на вахте.
| Состав смены, несущей дежурство. Я из второй вахты.
1) особый вид дежурства на кораблях ВМФ, требуюшнй непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на посту с целью обеспечить управление кораблём и его механизмами, наблюдение за обстановкой, применение оружия при внезапном нападении противника и поддержание порядка на корабле. Делится на корабельную, специальную (в боевых частях и службах), ходовую и якорную. Корабельными В. руководит вахтенный офицер;
2) промежуток времени, в течение которого одна смена В. на корабле несёт дежурство;
3) состав очередной (вахтенной) смены наряда.
Польское – wachta.
Немецкое – Wachter (сторож).
Слово «вахта» пришло в русский язык в середине XIX в. в составе довольно большого пласта так называемой военной лексики.
По мнению исследователей, данное слово было заимствовано из польского, куда, в свою очередь, оно попало из немецкого языка. В немецком слова с основой wacht так или иначе соотносятся с глаголом, имеющим значение «сторожить, охранять, быть бдительным».
Производные: вахтер, вахтерский.
1) особый вид дежурства на кораблях Военно-Морского Флота и ПС РФ, требующий непрерывной бдительности и неотлучного пребывания личного состава на боевых и др. постах, с целью обеспечения безопасности, живучести и боеготовности корабля, применения оружия и поддержания порядка на корабле;
2) промежуток времени, в течение которого вахтенную службу несет одна смена наряда. Как правило, продолжительность непрерывной вахты 2-4 часа.
1) особый вид дежурства на кораблях (судах), требующий непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на посту с целью обеспечить управление кораблем и его механизмами, наблюдение за обстановкой, применение оружия при внезапном нападении противника и поддержание порядка на корабле. Делится на корабельную, специальную (в боевых частях и службах), ходовую и якорную. Корабельной вахтой руководит вахтенный офицер. Смена, несущей вахты, называется вахтенной, сменившаяся с вахты - подвахтенной.
2) Промежуток времени (обычно 4 ч), в течение которого одна смена вахты на корабле несет дежурство.
3) Состав очередной смены наряда.
юго-восточный ветер на Псковском озере, в районе о. им. Залита.
1) Особый вид дежурства на корабле, требующий постоянной бдительности и внимания для обеспечения безопасности корабля, безотлучного нахождения на каком-либо посту, у какого-либо корабельного устройства или механизма. Непосредственное руководство корабельной вахтой возлагается на вахтенного офицера. Для несения В. часть личного состава выводится на определенные посты.
2) Промежуток времени, в продолжение которого вахтенную службу несет одна смена суточного наряда. Исходя из особенностей условий В., ее продолжительность определяется от 2 до 4 часов.
ВАХТА, ы, ж.
1. Во флоте, на полярных станциях: дежурство, сменная работа, а также смена, группа, несущая такое дежурство. Стоять на вахте. Нести вахту. Зимняя в. полярников.
2. Человек или группа людей, работающие посменно. Утренняя, дневная, ночная в. Сдать, принять вахту.
| прил. вахтенный, ая, ое и вахтовый, ая, ое. Вахтенный журнал. Вахтенный офицер, матрос.
(Le quart, die Wache, the Watch) — команда (люди) на судах. Делится обыкновенно на две В. — первую и вторую; в исключительных случаях, при вполне опытной и знающей команде, бывает три В. Каждая В. делится на два отделения. Люди первой В. (1 и 3 отд.) получают нечетные номера и распределяются для авральных работ, приборки и т. п., на правой стороне корабля; вторая же В. (2 и 4 отд.) — на левой и имеет четные номера. Каждой В. заведует флотский офицер по старшинству, т. е. первой В. — старший после старшего офицера, второй — второй по старшинству; третьим же отделением — третий по старшинству и т. д. В каждой В. есть боцман или боцманмат (см. эти слова) или же квартирмейстер, который есть ближайший начальник людей своей В. или отделения. В. называется еще вообще дежурство на корабле, а также и промежуток времени, в продолжение которого В. или отделение стоит в дежурстве. Сутки у нас во флоте делятся на 5 В.: с полудня до полуночи на две В., с полуночи до полудня — на три; причем В. с 8 часов утра до спуска флага называются дневными, а остальные — ночными. В редких случаях сутки делятся на 6 В., тогда с полудня до полуночи — 3 вахты. В. с полуночи до 4-х час. утра у моряков называется "собакою", "собачкою". В. отправляется беспрерывно с подъема вымпела (начало плавания) и до спуска его (конец кампании). На якоре и под парами команда стоит В. по отделениям, под парусами же — повахтенно. Офицеры стоят обыкновенно на 4 вахты (т. е. четвертую, или одну вахту из четырех). Когда офицеров мало, то разрешается их ставить на три В.; на две же никогда. Сигнальщики, рулевые, боцмана (иногда) ставятся по возможности на одну из трех В., по причине их трудных обязанностей, что дает им возможность б. отдохнуть, так как, отстояв на В., им приходится вступить не ранее как через 8 час. Сменившиеся с В. называется подвахтенными и вызываются наверх в помощь вахтенным; когда же помощь их больше не нужна, то командуется: "подвахтенные вниз". На В. вызывают свистком (почему говорится: "свистать на В.") и командой: "Такая-то В. или такое-то отделение на В." Старшие из офицеров назначаются вахтенными начальниками, а остальные к ним в В., причем наблюдается, чтобы всегда младшие из вахтенных офицеров состояли под командой старшего из вахтенных начальников. В. начальник, стоя на вахте, отвечает во все это время за безопасность корабля, за содержание его в постоянной исправности, за соблюдение порядка корабельной службы и за исполнение всех приказаний командира и старшего офицера. Для этого ему подчинен караул и находящиеся на В. офицеры и нижние чины. Отличительным знаком В. начальника служит рупор. Большею частью В. начальники у нас во флоте лейтенанты. В. начальнику не разрешается садиться, курить, входить с кем-либо в разговоры, не касающиеся его служебных обязанностей и спускаться с верхней палубы, не сдав В. другому В. начальнику. Во время аврала на В. вступает старший офицер. Если в В. есть флотские офицеры, то старший после В. начальника (которого место на мостике) стоит на баке, следующий на шканцах, а третий на юте. В. начальник руководствуется морским уставом, уставом внутренней службы на судах и вообще всеми морскими постановлениями. Команду В. начальник передает нижним чинам вахтенный унтер-офицер свистком и голосом. В. начальник требует, чтобы при исполнении его команд, кроме ответа "есть", никаких посторонних команд и разговоров не было. Старшего вахтенного унтер-офицера зовут "вахтенный". На ходу В. начальник следит за курсом, и без его ведома никто (кроме командира и старшего офицера) не имеет права изменить его, он также отдает приказания в машину. В. начальник следит за правильным ведением вахтенного журнала и подписывает его тотчас по смене с В. В машине, если на корабле не менее трех механиков, они стоят вахту. Машинная команда стоит на две или на три В. Говорится "вступить на В.", "стоять В.", "сдать В.", "поверить В.", "развести В." и т. п. (см. Свод мор. пост., кн. X, изд. 1886 г., Уст. внутр. службы на судах, изд. 1890 г.).