ведьма, ведьмы, жен. В народной мифологии - колдунья, чародейка, женщина, знающаяся с нечистой силой. «Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, все ведьмы.» Гоголь.
| Бранное слово - о сварливой, злой, безобразной женщине (разг. вульг.). Ну и ведьма же твоя соседка.
Древнерусское – ведъма (знающая).
Слово является исконным и употребляется в русском языке с незапамятных времен.
Оно является суффиксальным производным от основы общеславянского глагола «ведети» – ведь.
Первоначальное значение – «знающая» – со временем трансформировалось, после чего данное существительное приобрело негативную окраску и стало означать «колдунья», «злая, сварливая женщина, чаше всего старуха».
Производные: ведьмочка, ведьмин.
(колдунья) – по народным поверьям, поддержанным средневековыми христианскими богословами, женщина – служительница дьявола, обладающая сверхъестественными способностями вредить людям и животным. В просторечии – злая, безобразная женщина.
Ве́дьма - в средневековой европейской мифологии женщина, занимающаяся колдовством; от обычных колдуний отличается тем, что вступает в непосредственный союз с дьяволом, который и дарует ей магическую силу.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
♦ (ENG witch)
ведьмы традиционно считались женщинами, распространяющими зло. Они осуждались и преследовались христианами, к-рые обвиняли их в ереси. Термин используется в позитивном смысле нек-рыми феминистскими авторами, когда речь идет о женских божествах и женских духовных силах.
1. ‘носитель сверхъестественных способностей’
Syn: колдунья, чародейка; злая волшебница
2. ‘злая женщина’
Syn: мегера
женщина, решившая продать свою душу черту; отличается от всех прочих женщин тем, что имеет хвост (маленький) и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе и т.п. Русские ведьмы и Баба-яга носятся по воздуху в железной ступе, погоняя пестом или клюкою и заметая след помелом, причем земля стонет, ветры свищут, а нечистые духи издают дикие вопли. Они имеют много общего с колдунами: ведьмы находятся в постоянном общении (для чего служат лысые горы, где происходят шумные игры шаловливых вдов с веселыми и страстными чертями); точно так же они тяжело умирают, мучаясь в страшных судорогах, вызываемых желанием передать кому-нибудь свою науку, и у них точно так же после смерти высовывается изо рта язык, необычно длинный и совсем похожий на лошадиный. Но этим не ограничивается сходство, так как затем начинаются беспокойные хождения из свежих могил; успокаиваются они точно так же осиновым колом, вбитым в могилу. В малорусских степях среди ведьм очень нередки молодые вдовы и притом такие, что не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой; в суровых хвойных лесах ведьмы превращаются в безобразных старух наподобие Бабы-яги. Ведьмы могут оборачиваться в разных животных, чаще всего в зловещих, темноперых и ночных птиц, свиней, собак и желтых кошек (стрига - ночная птица, у чехов и словаков так называют ведьм; у хорватов стригоном зовут упыря). Очень часто ведьмы подвергаются истязаниям за выдаивание чужих коров. Ведьмы усердно занимаются приворотами и отворотами любящих и охладевших сердец. По своим стихийным свойствам ведьмы могут свободно носиться посреди облачных источников, и потому в народе составилось убеждение, будто они ходят по поверхности рек и озер и не тонут в глубине вод. Поэтому обвиняемых в колдовстве бросали в глубокие омуты: неповинные тотчас же погружались на дно, а настоящая ведьма плавала поверх воды вместе с камнем. Первых вытаскивали с помощь веревок и отпускали на свободу, тех же, которые признаны были ведьмами, заколачивали на смерть и топили силою. Кроме непременного маленького хвостика, рассказывают еще, что ведьмы, вместо двух, имеют три сосца. Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то, что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу... вылезла из печки, скинула теплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она минуту назад ездила на метле (Н.В. Гоголь. "Ночь перед рождеством").
по народным поверьям женщина-колдунья. Представления о ведьмах как о женщинах, вступивших в союз с нечистой силой, вызвали их преследования, т. н. "охоту на ведьм".
ВЕДЬМА, ы, ж.
1. В сказках, народных поверьях: злая волшебница.
2. перен. Злая, сварливая женщина (прост.).
• Охота за ведьмами (на ведьм) преследование, травля инакомыслящих.
— см.Колдовство.