(Веньямин)
Сын десницы, т. е. правой руки, иносказательно – сын любимой жены и имя одного из колен Израилевых (евр.).
11 января (29 февраля) и 27 (14) января – преподобный Вениамин.
13 марта високосного года (29 февраля) – мученик Вениамин.
13 апреля (31 марта) – мученик Вениамин, диакон.
11 августа (29 июля) – мученик Вениамин.
10 октября (28 августа) – преподобный Вениамин Печерский (Рус.).
26 (13) октября – мученик Вениамин, диакон и преподобный Вениамин Печерский (Рус.).
(евр. binyamin «сын правой стороны», т. е. «счастливый», «удачливый» или «сын юга», т. к. именно юг был для традиционного ближневосточного мышления «правой» стороной), в библейском повествовании один из двенадцати сыновей Иакова, родоначальник одного из «колен Израилевых». В. — последний сын Иакова (заведомо ложное, но распространенное в еврейской литературе от Филона, I в. до и. э. - I в. н. э., и апокрифов толкование понимало само имя «В.» как слегка модифицированное ben yamim, «сын дней», т. е. «сын старости»; апокрифическая традиция определяет возраст отца при рождении В. в 100 лет). Мать В., как и Иосифа, — Рахиль (это определяет особую близость между ними, так что В. не разделяет зависти других, единокровных, но не единоутробных братьев к Иосифу). Рождается он на кочевом пути из Вефиля в Ефрафу — Вифлеем (будущее место рождения Иисуса Христа), причем Рахиль умирает родами: на смертном одре она называет новорожденного Бен-Они («сын муки моей»), но отец дает ему более «счастливое» имя (Быт. 35:16-19). В. — предмет особенной заботы отца (посылая других сыновей в Египет, Иаков не решается послать В.: «не случилось бы с ним беды», Быт. 42:4). Но В. принужден явиться в Египет по особому требованию Иосифа, который при виде В., «сына матери своей», не может удержаться от слез, «потому что воскнпела любовь к брату его» (43:29-30). Затем В. служит орудием испытания, которому Иосиф подвергает братьев: те не покидают В. в (мнимой) опасности порабощения за (мнимую) кражу; открыв себя братьям, Иосиф «пал на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал не шее его» (45:14). При раздаче подарков В. оказывается одарен Иосифом особенно щедро. Образ В. как младшего дитяти, к которому продолжают относиться отчасти как к ребенку и тогда, когда он давно стал взрослым, и чувствительная, «слезная» атмосфера связанных с ним' эпизодов контрастируют с благословением, которое дает ему на смертном одре отец: «Вениамин хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу» (49:27); но это относится не к личности самого В., а к последующей истории его племени, которое отличалось особой воинственностью, давало израильскому войску особенно искусных лучников (1 Пар. 7-8 и др.); в лице Саула воин из племени В. стал царем Израиля. Апостол Павел называет себя: «из колена Вениаминова» (Рим. 11:1).
Позднейшие иудейские легенды расцвечивают колоритными деталями рассказ о рождении В. (двенадцатилетнее вымаливание Рахилью еще одного сына у Бога, вскармливание новорожденного сиротки молоком Баллы и т. д.), о его приключениях у Иосифа в Египте и других моментах его жизни.
(сын десницы, т. е. крепости, счастья) — имя следующих лиц: Быт 35:18 и др. — младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит сын скорби моей, но отец дал ему другое имя — Вениамин, т. е. сын десницы моей. Вениамин доставлял много радости своему престарелому отцу, и каждому читателю Библии несомненно известна та особенная привязанность и любовь, которые выказал ему Иосиф, когда братья привезли с собой Вениамина в Египет. Иаков на своем смертном одре так предсказал судьбу Вениамина и его колена: «Вениамин хищный волк, утром будет есть ловитву, и вечером будет делить добычу» (Быт 49:27), — предсказание, вполне оправдавшееся впоследствии в воинственных наклонностях означенного колена. 1 Пар 7:10 — сын Белгана, Вениамитянин. 1 Езд 10:32 — сын или потомок Харима при Ездре, женатый на иноплеменнице. Неем 3:23 — одно из лиц, чинивших Иерусалимскую стену. Неем 12:34 — из начальствующих в Иудее, при освящении Иерусалимской стены.
Вениам’ин (сын правой руки или счастья) —
а) последний, двенадцатый сын Иакова и второй Рахили, названный Бенони умирающей матерью, но переименованный Вениамином отцом (Быт.36:16 -18). Хищный волк — по определению отца (Быт.49:27), он стал родоначальником Вениаминова колена (см. колена Израилевы), которое едва не было полностью истреблено после насилия в Гиве (·Суд.19-21), но затем возродилось и окрепло. После разделения царств осталось верным дому Давида (3Цар.12:21). Саул и ·ап. Павел происходили из этого колена (о сыновьях и потомках Вениамина см. Быт.46:21 ; Чис.26:38 -40; 1Пар.7:6 -12; 1Пар.8:1 -40; 1Пар.9:7 -8,34-44). Удел этому колену был дан на север от удела Иудина с Иерусалимом на их общей границе;
б) (1Пар.7:10) — ·аналог. Ахишахар;
в) (Езд.10:32) — израильтянин (·ст. 25) из сыновей (потомков) Харима, имевший жену иноплеменку;
г) (Неем.3:23) — один из чинивших стену Иерусалима напротив своего дома;
д) (Неем.12:34) — один из начальствующих, принявших участие в освящении стены (·возм., ·предыд.).
(1873-1922)
священномученик (память 31 июля/13 августа и в воскресенье после 25 января/7 февраля), митрополит Петроградский и Гдовский. По ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против Советской власти, был объявлен "врагом народа", осужден и расстрелян.
А. Двенадцатый сын Иакова, второй от Рахили:
Быт 35:16-24
♦ имя значит "сын моей правой руки":
Быт 35:16-18
♦ любимец Иакова:
Быт 42:4
♦ сопровождал братьев в Египет:
Быт 43:1-15
♦ чаша Иосифа найдена в его мешке:
Быт 44:1-13
♦ Иуда защищал его:
Быт 44:18-34
♦ пришел в Египет со своей семьей:
Быт 46:8,19
♦ отец десяти сыновей:
Быт 46:21
♦ получил благословение от Иакова:
Быт 49:27
Б. Племя, произошедшее от Вениамина
♦ благословлено Моисеем:
Втор 33:12
♦ исчислено:
Чис 1:36,37; Чис 26:38-41
♦ наделено землей:
Нав 18:11-28
♦ не справилось со владением землей:
Суд 1:21
♦ почти полностью уничтожено:
Суд 20-21
♦ царь Саул из этого племени:
1Цар 10:20-24
♦ на стороне Иевосфея после смерти Саула:
2Цар 2:8-11
♦ перешло к Давиду:
1Пар 12:23,29
♦ апостол Павел из него:
Рим 11:1; Флп 3:5
♦ одно из племен 144000:
Откр 7:8
— младший сын библейского патриарха Иакова, "сын скорби", так как рождение его имело смертельный исход для его матери, любимой жены Иакова, Рахили. Впрочем, Иаков, находя в нем после смерти Рахили главное себе утешение, предпочитал называть его "сыном своей старости". Он был единственный родной брат по матери Иосифу, который любил его больше всех своих братьев. По своему характеру Вениамин, однако, резко отличался от Иосифа, и Иаков в своем предсмертном благословлении характеризовал его "как хищного волка, который утром будет есть добычу, и вечером будет делить добычу" (Быт. XLIX, 27). Последующая история колена Вениаминова вполне оправдывает эту характеристику. Заняв небольшую, но центральную площадь в Палестине (к северу от Иерусалима), это колено отличалось чрезвычайно воинственным и мужественным духом. Их пращники вошли в пословицу. Из среды Вениамитян вышел первый израильский царь Саул, отличавшийся своим исполинским ростом. Воинственность развила в них крайнее самомнение, которое однажды привело их к ожесточенной борьбе со всеми остальными коленами, едва не окончившейся полным истреблением колена, восстановленного лишь через похищение девиц оставшимися немногими членами его (Суд. XIX). По разделении еврейской монархии колено Вениаминово сохранило верность дому Давидову и вошло в состав царства Иудейского, поддерживая его в тяжкие годины его невзгод. По возвращении из плена вавилонского оно также составляло значительный элемент в возрожденном Иудейском царстве, и из него произошел великий соименник царя Саула — Савл, впоследствии апостол Павел.
А. Л.