летательный аппарат тяжелее воздуха, у которого подъемная сила и поступательное движение обеспечиваются одним или несколькими несущими винтами (иногда в сочетании с небольшим крылом), вращающимися почти в горизонтальной плоскости. Военные вертолеты делятся на боевые (огневой поддержки войск, противолодочные, транспортно-десантные), боевого обеспечения (разведывательные, связные, корректирования артиллерийского огня, постановщики минных заграждений, тральщики, заправщики и др.) и вспомогательные назначения (вертолетные краны, санитарные, учебные, учебно-тренировочные и другие). Создание вертолета стало возможным лишь после изобретения Б. Н. Юрьевым в 1911 т. н. автомата перекоса, который дает возможность несущему винту периодически изменять наклон лопастей и тем самым создавать горизонтальную составляющую тяги.
летательный аппарат тяжелее воздуха без крыльев, осуществляющий полет при помощи одного или нескольких несущих винтов или роторов. Последние имеют обычно 3—4 лопасти, похожие на длинные тонкие крылья. Винты расположены над фюзеляжем и приводятся во вращение двигателями. Поскольку создаваемая винтами сила тяги направлена вверх, В. поднимается с земли без разбега (тяга больше веса) и опускается вертикально вниз (тяга меньше веса). Горизонтальный полет в любую сторону осуществляется наклоном оси несущего винта, благодаря чему возникает горизонтальная тяга, направленная в соответствующую сторону. Применяется для высадки десантных частей, разведки, корректирования стрельбы, связи, вывоза раненых с поля боя и в других целях.
‘средство передвижения, транспорт, вид транспорта’
Syn: геликоптер
летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой. Подъемная и пропульсивная силы создаются несущими винтами. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым (хвостовым) винтом; двух- или многовинтовые. Скорость полета вертолета до 350 км/ч, грузоподъемность до 40 т (1984). Применяются для пассажирских и грузовых перевозок и специальных целей (медицинское обслуживание, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур, тушение пожаров и др.), а также в вооруженных силах для переброски воздушных десантов, войск и грузов и выполнения др. боевых задач. Вертолет одновинтовой схемы впервые построен Б. Н. Юрьевым в 1910-12. Первый отечественный вертолет ЦАГИ 1-ЭА создан в нач. 30-х гг. Первый отечественный серийный вертолет - Ми-1 ОКБ М. Л. Миля (1948). За рубежом вертолет называют геликоптером.