Преобладание низковитальных индивидов приводит к внутреннему кризису, но если пассионарность ещё высока, то и этот вариант для этногенеза плодотворен, так как пассионарии всегда способны найти выход из кризиса, в результате чего витальность повысится, а внутриэтническая обста ка стабилизируется.
Образцом мужественного человека становится не расточающий себя варвар, витальность которого нельзя назвать до конца человеческой, но образованный грек, который знает, что такое тревога небытия, потому что он понимает ценность бытия.
Здесь им описана инструментальная функция витальности, показывающая, насколько человек, попадающий в сложные условия жизни, остается жизнеспособным, опираясь на свой психофизиологический потенциал, а витальность и ее интенциональность детерминирует большинство поступков человека.
Чистый разум, высшая витальность, эмоциональное существо – все они находятся под влиянием души, причем иногда до такой сильной степени, что у человека создается впечатление реализации контакта со своим психическим существом через разум или витальность.