влечение, влечения, ср. Непреодолимая склонность к кому-чему-нибудь, сильное стремление. Влечение к математике. Почувствовать влечение к работе. Чувственное влечение. «У меня к тебе влеченье, род недуга.» Грибоедов.
динамический процесс, при котором некоторое возбуждение, давление подталкивают организм к к.-л. цели. При этом цель или объект не конкретны; В. скорее фиксирует общую направленность движения и невозможность противостоять импульсу. Психологическое состояние В. - неосознаваемый этап формирования потребности. Представленная в нём потребность либо не развивается, угасает, либо, становясь осознаваемой, реализуется в форме конкретного желания, мечты и т.п. В. стимулирует деятельность человека, придаёт ей определённую направленность. Патология В. характерна, в первую очередь, для аномальных, психопатических личностей. Различают импульсивные В., направлен- ные на достижение объективно неприемлемых целей (пиромания, клептомания), и расстройства на уровне инстинктов, в первую очередь сексуального влечения (гомосексуализм, садизм, мазохизм, фетишизм, нарциссизм и др.). Импульсивные В. носят непреодолимый характер, они реализуются без попытки внутреннего сопротивления. К расстройствам В. на инстинктивном уровне относятся и нарушения пищевого В. (булимия, анорексия, полифагия, полидипсия). В. может носить контрастный характер, в этих случаях оно противоречит конкретной реальной ситуации и морально-этическим установкам личности. В. отличается от инстин- кта. Наряду с внешними возбуждениями, от которых субъект может укрыться или защититься, существует и постоянный прилив возбуждения из внутренних источников. В процессе В. различаются источники, объект, цели и сила влечения. Исследование различных форм детской сексуальности опровергает обыденное мнение, согласно которому сексуальное В. имеет точную цель и объект. Точно также и любое иное В. характеризуется многообразием и раздробленностью своих целей. З. Фрейд определял влечение как "пограничное понятие между психикой и соматикой", и все проявления В. он сводил к противопоставлению Голода и Любви, а затем Любви и Вражды.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 36)
Syn: тяга (усил.), тяготение, стремление, склонность (ослаб.), страсть (усил.), устремление, наклонность (ослаб.), порыв, побуждение
ВЛЕЧЕНИЕ, я, ср. Сильная склонность к кому-чемун. В. к искусству. Сердечное в. (любовь).
— К числу непроизвольных движений, которые может производить какое-либо живое существо, принадлежат и так называемые движения влечения. Если движение совершается непосредственно, не сопровождаемое никаким сознанием, то это есть движение рефлективное. Если же непроизвольное движение связывается с более или менее определенным представлением цели, к которой оно ведет, то это будет влечение. В каждом влечении живое существо переживает известное чувство удовольствия или неудовольствия. С этим чувством связывается представление того, что может увеличить удовольствие или уменьшить неудовольствие, переживаемое существом в данную минуту. В. заключает в себе как чувство удовольствия и неудовольствия, так и побуждение к деятельности, направленное на причину удовольствия или неудовольствия. В. считается зародышем волевых движений (см. Волевые движения). Ср. Вундт, "Физич. психология" (М. 1880, гл. XIX); Гефдинг, "Психология" (М. 1892, стр. 374 и сл.).
Ч.
возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деятельность человека и придающее ей направленность.
стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма. У низших организмов В. выражается в инстинктивных реакциях (см. Инстинкт ). У высших животных В. опосредуется приобретённым индивидуальным опытом. В. присуща направленность, которая может проявляться в смутном стремлении к чему-то или же в поиске определённого объекта. В. представляет собой важный аспект поведения живого организма, выступая в качестве внутреннего стимула к совершению определённого действия. В. затрагивают весь круг сенсорных и моторных проявлений живого существа, изменяя его напряжённость, организуя его установки и т.п. В. характеризуются постоянством появления и периодичностью протекания; удовлетворение В. сопровождается разрядкой напряжённости организма.
Возникая независимо от сознания (мышления и воли) человека, В. связаны с кругом побудительных мотивов и интересов личности, которые определяют форму и направление реализации В.: влечения могут тормозиться или подавляться, переноситься с одного объекта на другой и т.п. Различные В. могут вступать в конфликт, разрешающийся в процессе борьбы мотивов. Многообразие форм, в которых выступают человеческие В., затрудняет их формальную систематизацию. В психологии делались попытки как свести всё многообразие душевной жизни к какому-либо одному или двум основным В. (например, В. сексуального характера ≈ либидо и В. к смерти у Р. Фрейда , стремление к власти у А. Адлера ), так и построить обширную классификацию В., исходящую из признания множества разнообразных стремлений (18 ≈ у У. Мак-Дугалла и т.п.). В. являются предметом специального изучения в психоанализе (см. также Глубинная психология , Фрейдизм ) и в других направлениях динамической психологии (Мак-Дугалл, К. Левин и др.).