(вогуличи, гогуличи), устаревшее название манси.
ВОГУЛЫ, ов, ед. ул, а, м. Прежнее название народа манси.
| ж. вогулка, и.
| прил. вогульский, ая, ое.
мн. устар.
То же, что: манси (1*).
(иначе вогуличи) — исчезающая народность финского племени в России; живет главным образом на восточном склоне Северного Урала, а также отчасти и на западном. Всего больше В. в юго-западной части Березовского и северо-западной Тобольского уезда Тобольской губернии; кроме того, они живут еще в северной части Верхотурского уезда Пермской губернии. В старину страна В. распространялась более к западу и менее к востоку, но с увеличением в крае русского населения и с развитием горного дела В. предпочли передвинуться на Восток, через Урал, где сравнительно более глухая и нетронутая пустыня представляла необходимые удобства для их жизни, так как главным промыслом их была всегда охота. Из некультурных и малочисленных инородческих племен России ни одно не приобрело такой известности в науке, как вогулы вследствие предполагаемого родства их с венграми. Еще в 1799 г. венгерский писатель Дьярмати, доказывая, что венгерский язык принадлежит к финской группе, заметил, что слова вогульского языка наиболее близки к словам языка венгерского. Историк Шлёцер, изучая русские летописи, сделал попытку показать, что венгры, или угры, суть именно потомки вогуличей (или югров, как их называли в старину русские), которые, выйдя из нынешней восточной России, перешли через всю Россию на пути к местам настоящего их жительства. Важную эпоху в изучении этого вопроса составило путешествие на Урал венгерского ученого Антона Регули (1843-1844), внимательно изучившего быт и язык В. и записавшего много песен, сказок и преданий. Но болезнь не позволила Регули обработать собранный им материал, и только через шесть лет после смерти его появилось сочинение "Reguli Antal hagyomanyai. A Vogul föld es nep." ("Haследство Антона Регули. Вогульская земля и народ", Пешт, 1864), изданное Павлом Гунфальви, другом Регули, которому удалось за год до смерти уговорить знаменитого исследователя В. читать с ним вогульские тексты. Теперь можно считать вполне доказанным, что основание строя и формы в языках венгерском и вогульском в существе одинаковы, и в обоих языках много сходных коренных слов. Отсюда явствует, что, несмотря на всю разницу в степени культуры, венгры и В. — народы близкородственные. Число В., живущих ныне в Российской империи, определяется обыкновенно в 6500; но так как значительная часть их — охотники, т. е. народ не оседлый, учет которого вообще труден, то это число можно признать лишь приблизительным. Иные считают их до 4500, другие — до 18000 и даже до 30000 чел., но последние цифры маловероятны. Кроме подвижности многих В., большое препятствие к правильному их исчислению представляет и то, что оседлые В. сильно обрусели, сами считают себя русскими, и притом племенной их тип выражен очень неустойчивыми чертами, так что отличить обрусевшего В. от русского крестьянина сплошь и рядом невозможно. В общем, В. среднего или невысокого роста, крепкого сложения, имеют крупное лицо, несколько выдающиеся щеки, широкий, но не плоский нос, маленькие, суженные темные глаза, черные или темно-русые волосы. Оседлые В. устроились совершенно на русский лад: живут в русских избах с крестьянскою обстановкою и носят русскую одежду. Обыкновенно их деревушки состоят из небольшого числа домов (2-3) и разбросаны далеко одна от другой, чтобы имелось достаточно места для охоты и рыбной ловли.
Бродячие В. (называемые русскими в Тобольской губернии остяками ляпинского наречия, хотя они — настоящие В.) отличаются на охоте замечательною неутомимостью. Зимою они живут поселками в бревенчатых избах, с крышами из бересты. Взрослые мужчины большую часть времени проводят в лесу, добывая зверя. Летом вогулы живут под открытым небом и переходят с места на место, питаясь рыбою и дичью. При этих передвижениях они уходят от деревень очень далеко, иногда за сотни верст. На местах временных остановок ими устраиваются берестяные юрты или шалаши. Главное домашнее животное В. — охотничья собака; без нее, также как и без ружья и топора, В. не выходит из дома. В., живущие в более северных местах, держат также оленей, но сравнительно в небольшом количестве.
В. сами зовут себя манси или манчи: зыряне же называют их иогра, сходно с древним русским именем их югры. В Сибири оседлые В., живущие по р. Конде, левому притоку р. Иртыша (пелымские В.), находятся в оживленных сношениях с русскими торговцами. Во время Ирбитской ярмарки, в феврале месяце, на Конду съезжаются русские купцы и крестьяне для менового торга с В. Предметами обмена являются со стороны русских мука, холст, сукно, водка, принадлежности охоты и пр., а со стороны В. — пушнина, рыба, орехи и т. д. На Конде, в едва проходимых лесах, находился, как говорят, главный идол В.; другой важный идол был около верховьев р. Сосвы. В истории России В. появляются в год смерти первого епископа пермского св. Стефана, когда летописи впервые упоминают о них. С этого времени они не перестают напоминать о себе. В 1455 г., при одном из своих набегов на зырян, они проникают под начальством князька Ассьяна даже до Вычегды. Четвертый и пятый епископы пермские, Питирим и Герасим, убиты В., первый — при одном из их набегов, а второй — во время проповеди. В 1483 г. московское правительство, озабоченное беспокойством, производимым этими инородцами на северо-восточной границе, двигает против них военную силу. Воеводы князь Курбский-Черный и Салтыков-Травин нанесли им тяжкое поражение при р. Пелыме, заставили их принять русское подданство и обложили данью. В 1499 г. пришлось предпринять новый поход, так как В. взбунтовались. Русские отряды прошли всю вогульскую землю и восстановили спокойствие. Набеги, однако, не прекратились: в 1581 г. В. напали на строгановские города, а в следующем году подступали под Чердынь. Оказалось необходимым доставить постоянную стражу в пределах самой земли В. В 1692 году кн. Горчаковым был основан Пелым; тогда же был казнен вогульский князек Албегаран. Последний вогульский бунт относится к XVII столетию. Проповедь христианства между пелымскими В. предпринял в 1714 г. тобольский митрополит Филофей Лещинский и вел ее с таким успехом, что в 1722 г. все В. этого края были окрещены. С тех пор они начали принимать русские обычаи и жить на русский образец. При брачных союзах с русскими В. быстро утрачивают племенной тип и совершенно сливаются с русскими. Происшедшее от таких союзов потомство — люди трудолюбивые, смышленые, иногда очень красивые. Многие из них зажиточны. Обширную литературу предмета см. у Чупина: "Геогр.-стат. словарь Пермской губ." (Пермь, 1873).
В. А.