(самоназвание - вадьялайн), народ в Российской Федерации. Численность - менее ста человек (1992). Язык водский. Верующие - православные.
ВОДЬ, и, ж., собир. Народ, живущий немногочисленной группой в Ленинградской области в районе реки Луги.
| прил. водский, ая, ое.
ж.
Прибалтийско-финское племя, жившее южнее Финского залива в северо-западной
части Новгородской земли.
(воты, вожане) — народ финского племени, остатки которого существуют и теперь в уездах Петергофском и Ямбургском С.-Петербургской губ. Впервые имя В. встречается в древнем новгородском "Уставе о мостех", приписываемом Ярославу Мудрому, когда водь, или вожане, составляли одну из пяти новгородских областей, примыкавшую к Финскому заливу. Область распространения их ни в то время, ни ранее точно указать нет возможности, но основываясь на водских названиях теперешних селений: Водьвой — у Нарвского залива, Водского — в Лужском уезде, Водосьи, Воцкого и друг., можно предположить, что поселения В. простирались первоначально от Финского побережья и Наровы на юг — к Ильменю и за Ильмень, на восток — ко Мсте, откуда они были вытеснены племенем новгородских славян. Сохранились упоминания о В. и у новгородских летописцев. Так, под 1069 г. находим известие, что при одержании новгородцами победы над полоцким князем Всеславом побито много вожан, бывших в союзе с последним. Под 1149 г. передается, что на В. напала емь, но была разбита водью при помощи новгородцев.
Со второй половины XII в. о В. встречаем известия и в иностранных источниках, переименовавших их в ватландцев, а страну, ими населенную, в Ватландию. Вскоре начинаются попытки распространить здесь христианство. Первое приказание об этом было дано первому упсальскому епископу, Стефану, папою Александром III (1159-1181). Папа Григорий IX в 1230 г. буллою к епископу Упсальскому предписывает запретить всем христианам под наказанием отлучения от церкви привозить к язычникам корельским, ингерским, лапским и ватландским оружие, железо и деревянные изделия, чтобы вера Христова в этой местности не была опять искоренена ее врагами. В 1255 г. Папа Александр IV на донесение рижского архиепископа о желании идолопоклонников в Ватландии, Ингрии и Корелии принять христианство приказал архиепископу поставить особого епископа для названных земель. С 1240 г. вторгаются в страну В. в союзе со шведами и финнами (сумь и емь) ливонские рыцари, которые в следующем году даже овладели всею страною и были вытеснены оттуда только победою Александра Ярославича Невского. Рыцари не раз вторгались и после, разоряли В. и захватывали пограничные владения, но не надолго. Новгородцы никому не уступали своей власти над В. и ее землею. В позднейших известиях наших летописцев (XV, XVI и XVII вв.) встречается более упоминаний о Водской пятине, нежели о В., которая мало-помалу теряла свои этнографические особенности и сливалась с славянами. С исчезновением Водской пятины исчезла окончательно в наших источниках память и о В. Обыкновенное русское название води, сохранившееся и до сих пор в С.-Петербургской губ., — чудь (литературу о води — см. под словом Водская пятина).
В. Р.