эстетическая категория, выражающая сущность наиболее значительных событий или явлений, которые вызывают у человека особое эстетическое чувство, связанное с уважением, восхищением и радостью.
Рб: эстетические категории в литературе
Асс: героическое, прекрасное, трагическое, эстетический идеал
* "Возвышенное есть то, что гораздо больше всего, с чем сравнивается нами" (Н.Г. Чернышевский).
"Возвышенное колоссально, могуче и превосходит возможности современного человека. Сталкиваясь с этими грозными силами, гордо противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное, земное бессмертие, опирающееся на деяние, на творчество" (Ю.Б. Борев). *
Возвышенное
♦ Sublime
Самое высокое, самое впечатляющее, достойное самого глубокого восхищения. Чаще всего слово «возвышенный» употребляется в значении эстетического критерия, обозначая нечто настолько прекрасное, что оно как бы поднимается над человеком, заставляя его ощутить собственную посредственность, а к удовольствию от созерцания этого прекрасного как будто примешивается некоторая доля страха. Перед лицом столь огромной красоты человек поневоле чувствует себя маленьким и незначительным, ему трудно понять, как такое возможно, почему оно столь прекрасно. Восхищение возвышенным словно бы заставляет усомниться в привычной оценке человеческих способностей, вносит в них сумятицу. То же самое, что приподнимает нас над обыденным, в то же время вызывает в нас, по меньшей мере отчасти, болезненное ощущение собственной низости и посредственности.
«Возвышенным мы называем то, что абсолютно велико, то, по сравнению с чем все остальное выглядит мелким», – пишет Кант. Поэтому, по его мнению, чувство возвышенного, даже проявляемое перед лицом природы, может выражать лишь величие духа («Критика способности суждения», §§ 23–29). Я бы скорее сказал, что в человеческом понимании чувство возвышенного – это чувство, вызываемое чем-то таким, что превосходит человеческие способности, явлением природы или гением, то, от чего у человека захватывает дух. Вот почему чаще всего, хотя и не обязательно, оно связано с чувством прекрасного. Что прекрасного в буре? Это дело вкуса (Кант, например, находил бурю безобразной). Но, несмотря ни на что, буря не может не вызывать в нас возвышенные чувства – своей мощью, своей огромностью, своей яростной силой. Вполне очевидно, что буря заставляет нас особенно остро почувствовать собственную уязвимость, малость, хрупкость… Таким образом, возвышенным мы называем нечто абсолютно великое, нечто такое, в сравнении с чем сами себе представляемся если не полным ничтожеством, то чем-то близким к ничтожеству. Возвышенное внушает чувство смертельного счастья.
Марсель Конш, впервые попавший в Грецию довольно поздно, прислал мне из Афин открытку с изображением Парфенона. На обороте он написал: «Если бы Кант видел Парфенон, он не стал бы противопоставлять прекрасное и возвышенное». Восхищение, вызываемое возвышенным, принижает нас, но оно же наполняет нашу душу восторгом.
категория классической эстетики, позволяющая обозначать все то, что в окружающем мире и в художественной сфере превосходит обычные человеческие масштабы, поражает своим величием, поражает грандиозностью, уводит воображение и мысль в беспредельность времен и пространств. Применительно к миру социальных отношений возвышенное в искусстве, если оно связано с проявлениями величия человеческого характера, нередко обретает вид героического и трагического. Возвышенны и одновременно героичны «Давид» Микеланджело и 3 симфония Бетховена.
Существовали художники, которые уже самими масштабами своих творческих личностей были как бы призваны мыслить и творить в ключе эстетики возвышенного. Это Микеланджело, Эль Греко, Бах, Бетховен, Вагнер и др.
В христианском искусстве и, в частности, в средневековой, готической архитектории эстетика возвышенно безраздельно господствует. Грандиозные соборы с вытянутыми, пирамидальными силуэтами, устремленными ввысь башнями, вертикально ориентированными, стрельчатыми арками служили наглядными подтверждениями неизбывной устремленности человеческого духа к «горнему» миру христианских ценностей.
◘ Лит.: Искусство нравственное и безнравственное. - М. 1969; Карсавин Л. П. Культура средних веков. - Киев, 1995; Панофски Э. Готическая архитектура и схоластика // Богословие в культура Средневековья. - Киев, 1992.
категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность, величие предметов и явлений. Получила распространение в эстетике 18 - нач. 19 вв. В античности возвышенное ("высокое") - особый стиль ораторской речи (сочинение Псевдо-Лонгина "О возвышенном", 1 в. н. э.).
ср. разг.
То, что исполнено высокого значения, содержания.