возраст, возраста, муж. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек зрелого возраста.
• Войти в возраст - стать взрослым. Выйти из возраста какого - стать старше, взрослее какой-нибудь возрастной нормы. Выйти из школьного возраста. На возрасте (разг.) - о становящемся взрослым. Девушка на возрасте.
В возрасте - о том, кто достиг полной зрелости
период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Различают хронологический В., выражающий длительность существования человека с момента его рождения, и психологический В. - своеобразная ступень онтогенетического развития. Хронологический (паспортный) В. ребёнка не может служить надёжным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребёнка, характеристик его личности, причём не только наличных, но и находящихся в стадии созревания. Психологический В. представляет собой качественно особый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Варианты периодизации возрастного развития условны, т.к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики В. определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы В. изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребёнка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику В., а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.
Каждому В. присущи свои сильные и слабые стороны. Знание возрастных особенностей позволяет лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его способностей, избирать наиболее действенные средства педагогического воздействия и взаимодействия.
(Бим-Бад Б.М. "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 38-39)
Войти в возраст - стать взрослым.
► Сын давно вошел в возраст и жил отдельно от родителей.
Выйти из возраста какого - стать старше, взрослее какой-н. возрастной нормы.
► Выйти из школьного возраста.
На возрасте (разг.) - о становящемся взрослым.
► Девушка на возрасте.
♦ "Молодые люди всегда одарены, это вроде возрастной болезни", — Брехт. "Пушкин нам кажется старше себя, а Лермонтов моложе, потому что он глупее, глупость очень молодит", — заметила Р.
♦ "Он не старый, он бывший молодой".
♦ "Пушкин относился к Катенину со снисхождением младшего к старшему (1812 год как рубеж поколений), а к Баратынскому — нет, только с радостью" (В. См.).
♦ Возраст у Н. уже тот, когда приходится считать раны и искаженные надежды. Потребность в сочувствии, но такое самолюбие, при котором малейшая видимость сочувствия — уже оскорбление. Похоже на знаменитую кинематографическую задачу: очная ставка, крупный план лица, и нужно, чтобы зрители увидели, что этот человек узнал другого, но чтобы поверили, что следователи этого не поняли.
♦ У внучки — кризис трехлетнего возраста. — А у нас говорят о horrible twos. — Это Россия, как всегда, отстает в онтогнезе, как в филогенезе. (Впрочем, по нынешним психологам, у детей нет года без кризиса.)
,жизненный период организма от рождения до конкретного момента и его биологическое состояние на данное время. Применительно к человеку – сроки (этапы), на протяжении которых совершаются определённые структурные, функциональные и приспособительные изменения в организме. Различают 6 периодов взросления человека:
1) новорождённости – от момента рождения до 4 недель;
2) грудной – от 4 недель до 1 года;
3) раннее детство – от 1 года до 3 лет;
4) дошкольный – от 3 до 7 лет;
5) младший школьный – от 7 до 11 лет;
6) старший школьный, или подростковый (период полового созревания) – от 11 до 16 лет.
Эти возрастные периоды отражают этапы становления тех или иных органов и систем (нервной, эндокринной, жевательного аппарата, внутренних органов). Каждому периоду свойственны определённые анатомо-физиологические особенности организма и степень приспособленности к условиям внешней среды, в соответствии с которыми организуют уход, питание, воспитание ребёнка. Так, на первом месяце жизни новорождённый открывает рот, производит глотательные и сосательные движения, размахивает руками и ногами, поворачивает голову. В грудном возрасте происходит приспособление к внешней среде, начинается развитие приобретённого иммунитета. Ребёнок подвержен инфекционным заболеваниям, у него несовершенны терморегуляция, пищеварение. Раннее детство характеризуется дальнейшим развитием органов и систем организма и более совершенной адаптацией. Развивается приобретённый иммунитет. Ребёнок осваивает движения, речь, формы общения, выражает эмоции. В дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуются двигательные навыки, развивается характер. Словарный запас увеличивается до 2 тыс. слов и более. Дети запоминают стихи, могут писать, рисовать, усложняются игры. Происходит половая ориентация, поведение во многом зависит от подражания взрослым. В подростковом возрасте начинается половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим, психическим и социальным развитием. В связи с перестройкой нервной и эндокринной систем могут возникать различные функциональные расстройства (нарушение функции пищеварения, ухудшение зрения и др.). Всё это требует контроля за здоровьем подрост-ка, соблюдения режима дня, труда и отдыха, правильного питания (см. здоровый образ жизни). Гормональная перестройка, происходящая в организме подростка, влияет на его психику. В этом возрасте формируется самосознание, анализируются окружающие явления. Вместе с тем наблюдаются признаки эмоциональной неустойчивости, сочетание повышенной ранимости и чёрствости, застенчивости и самоуверенности. Подростковая сексуальная направленность нередко становится причиной сложных жизненных конфликтов. Стиль поведения во многом зависит от подростковых групп, в которые попадают юноша или девушка. Отсутствие условий для нормального воспитания и обучения могут стать причиной неправильного формирования личности подростка. Последующие возрастные периоды: юношеский (от 16 лет до 21 года), взрослый (от 21 года до 35 лет), зрелый (от 35 до 55 лет у женщин и от 30 до 60 лет у мужчин), пожилой (от 55–60 до 75 лет) и старческий (св. 75 лет). Люди старше 90 лет относятся к долгожителям.
Всемирная организация здравоохранения предлагает несколько другую возрастную шкалу: раннее младенчество – 0–1 год; позднее младенчество – 1–3 года; раннее детство – 3–5 лет, среднее детство – 5—10 лет; отрочество, юность – 11–20 лет; ранняя взрослость – 20–40 лет; средняя взрослость – 40–60 лет, поздняя взрослость – свыше 60 лет до конца жизни. См. также онтогенез, старение.
ВОЗРАСТ, а, м.
1. Период, ступень в развитии, росте кого-чегон. В. человека, животного, растения. В. Земли. Младенческий в. Зрелый в. (сменяющий юность). Выйти из школьного возраста.
2. Количество прожитого времени, лет. Ребёнок в возрасте шести лет.
• Войти в возраст (разг.) стать взрослым.
Девица на возрасте (разг.) уже взрослая.
| прил. возрастной, ая, ое. Возрастные изменения.