всесожжение, всесожжения, ср. (перевод греч. holokautosis) (книж. ист. рел.). Жертвоприношение, при котором жертва должна быть вся сожжена.
см. Жертва всесожжения.
всесожж’ение (·евр. «олах» — поднимающееся, возносящееся) — способ принесения жертвы и сама жертва, которая после заклания и снятия с нее шкуры полностью сжигалась на жертвеннике. Это есть символ полной отдачи Господу и полноты смирения. (см. жертвоприношение)
— библейское название для особого рода жертвоприношений. В то время, как из других жертв сжигалась лишь одна часть, а остальное поступало в пользу священнослужителей или самих жертвователей, жертва, приносимая во всесожжение, сжигалась вся, знаменуя тем самым всецелое предание себя жертвователем на волю Божию. Для В. должно было приноситься животное мужского рода, непорочное, телец, баран или козел, а в случае бедности жертвователя — голубь или горлица. Жертвователь возлагал ему на голову руки, делая его как бы представителем всего своего существа и всей своей воли, и убивал его. Священник, затем, кровью жертвы окроплял жертвенник и сжигал ее, оставляя для себя только кожу животного. Жертва В. разделялась на общественную и частную. Первая приносилась от лица всего народа ежедневно утром и вечером (по субботам — в двойной пропорции), при новолунии, в дни трех величайших праздников, в великий день умилостивления и в праздник труб. Частные жертвы В. приносились при всяком выдающемся обстоятельстве личной и семейной жизни. Первую жертву В. принес Ной по выходе из ковчега. Соломон, по случаю укрепления за ним престола, принес тысячу всесожжений (3 Цар., III, 4). Жертва всесожжения иногда приносилась по обету, как это видно из неразумного обета Иеффая (Суд., XI, 31 — 39). Жертва эта допускалась и от язычников; известен факт, что римский император Август повелел приносить за него в жертву В. по два ягненка и по тельцу ежедневно (Иосиф Флавий, "Иудейская война", II, 17, § 2).
Ср. Левит, I, VII, VIII и др.; Числа, XXVIII и др.
А. Л.