вуаль, вуали, жен. (франц. voile).
1. Прозрачная тонкая сетка из тюля, прикрепляемая к женской шляпе и закрывающая лицо.
2. В фотографии - налет, дефект на светочувствительном слое негатива, дающий на отпечатке туманное изображение (спец.).
(от франц. voile - покрывало, завеса)
1. Тонкая сетка, деталь женской шляпы. Вуаль появилась на Востоке, где женщины закрывали лицо густой сеткой, без которой не разрешалось выходить из дома, а дома нельзя было снимать в присутствии чужих. В Египте женщины закутывались в тонкую вуаль, отсюда она проникла в Грецию. Греческая вуаль не закрывала лицо, а была деталью костюма. В эпоху римских императоров вуали были также очень популярны. Как украшение к головным уборам вуали распространились в Европе в эпоху Средневековья - в период готики, когда стал модным эннэн. В XVI в. вуали исчезли, и только испанки продолжали носить черную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена французской революции их носили на высоких шляпах. В эпоху бидермейер вуали вновь украшают женские шляпы, особенно цилиндры, которые были частью костюма. С начала XIX в. появляются вуали, сделанные из тюля, которые в современной моде остаются дополнением торжественного убора, прежде всего свадебного.
2. Тонкая, прозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Вырабатывается из гребенной пряжи повышенной крутки, очень легкая. Вуаль жестковата на ощупь, сыпуча и может раздвигаться в швах. Бывает отбеленной, гладко-крашеной и набивной; мерсеризуется. Используется главным образом для изготовления женских платьев и блузок.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
|
* * *
франц. - легкая, полупрозрачная, очень тонкая ткань, хлопчатобумажная полотняного переплетения, вырабатывается из более толстой пряжи, чем вольта, но усиленной крутки; редкая сетка из тонкой хлопчатобумажной пряжи, нитей вискозного шелка или капрона. Ткань идет в основном на женские платья. сетчатая вуаль может служить отделкой для шляп и пр. Первоначально вуаль была непременной деталью костюма: паранджа, чадра - на Ближнем Востоке, биссус - у египтян, в эпоху Римской империи это уже популярное украшение. С 4 в. белая вуаль - символ чистоты - обязательное украшение христианской невесты, черная - означает траур. 14-15 вв. - культ вуалей: женщины прикрепляют их на эннен, мужчины - на шляпы; их душат духами. То исчезая, то появляясь, пережив всплеск в конце 19 - начале 20 вв., когда было модно крепить их к краям шляпки, чтобы прикрыть лицо, они дожили до наших дней, сохранившись в некоторых странах как деталь одежды в нарядах женщин-мусульманок и как ткань в летних нарядах эмансипированных дам.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
сетка, прикрепленная к шляпе и закрывающая лицо, увеличивает стартовую загадочность женщины и ее тактические возможности:
* "... и за ней открылся зал, полный старых женщин в салопиках, вуальках и длинных халатах". - Рукопись, найденная в ванне *
(франц. voile), деталь дамской шляпы или украшение прически из полупрозрачной ткани, кружев, часто в виде сетки с орнаментальными мотивами - мушками, цветами и т. п. Обычно вуаль закрывала лицо.
ВУАЛЬ, и, ж.
1. Тонкая прозрачная материя.
2. Сетка, прикрепляемая к женской шляпе и закрывающая лицо. Шляпа с вуалью. Откинуть в.
3. Потемнение в неосвещенных участках проявленного кино- или фотоизображения (спец.).
| прил. вуалевый, ая, ое (к 1 знач.) и вуальный, ая, ое (к 3 знач.).
или Вьоллье (Voille, Viollier) — французский живописец. Прибыв в СПб. в качестве актера, уже в 1760-х гг. пользовался известностью как портретист; позже получил титул придворного живописца. С 1795 г. жил во Франции и выставлял свои произведения в Парижском салоне. Ум. позже 1802 г. (по некоторым сведениям, находился в живых еще в 1812 г.). Вообще сведения о В. скудны и разноречивы. Из его произведений выдаются портреты цесаревича Павла Петровича (в Романовск. гал. Зимнего Дворца), вел. кн. Константина Павловича (там же), имп. Александра I (в Музее имп. Александра III, в СПб.), имп. Марии Феодоровны (во дворце, в Павловске), княг. Юсуповой (у кн. Ф. Ф. Юсупова, гр. Сумарокова-Эльстона), имп. Екатерины II (грав. Мансфельдом), И. П. Елагина (грав. Герасимовым), бар. Николаи (грав. Гутенбергом).