(Гаврил и Гаврила)
Крепость Божия, моя сила – Бог (евр.).
28 (15) января – преподобный Гавриил (Серб.) и преподобный Гавриил Лесновский.
4 февраля (22 января) – мученик Гавриил.
8 февраля (26 января) – преподобный Гавриил, игумен Иерусалимский.
15 (2) февраля – преподобномученик Гавриил.
16 (3) февраля – благоверный князь Святослав-Гавриил Юрьевский (Рус.).
24 (11) февраля – благоверный князь Всеволод Псковский, во святом крещений Гавриил (Рус.).
8 апреля (26 марта) – архангел Гавриил.
3 мая (20 апреля) – мученик младенец Гавриил Белостокский (Рус.).
5 мая (22 апреля) – благоверный князь Гавриил (Рус.) (Всеволод Псковский) (перенесение мощей).
22 (9) мая – мученик младенец Гавриил Белостокский (Рус.) (перенесение мощей).
26 (13) июля – архангел Гавриил.
12 сентября (30 августа) – святитель Гавриил 1., патриарх (Серб.).
31 (18) октября – мученик Гавриил.
21 (8) ноября – архангел Гавриил.
10 декабря (27 ноября) – благоверный князь Гавриил (Рус.) (Всеволод Псковский) (обретение мощей).
16 (3) декабря – священномученик Гавриил, епископ Ганский.
26 (13) декабря – святитель Гавриил, архиепископ Сербский.
(евр. gabri'el, «сила Божья» или «человек Божий»), в иудаистических, христианских, а также мусульманских представлениях один из старших Ангелов (в христианстве - Архангел). Если всякий Ангел есть «вестник» (по буквальному значению греч. слова), то Г. — вестник по преимуществу, его назначение — раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений Даниила (Дан. 8:16-26; 9, 21-27), где призван «научить разумению» пророка. В новозаветных текстах Г., явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как «предтечи» Иисуса Христа (Лк. 1:9-20); явившись Деве Марии, он предсказывает рождение Христа и Его мессианское достоинство и велит дать Ему имя «Иисус» (1:26-38. см. Благовещение). В некоторых иудейских текстах Г. приписана также особая власть над стихиями — либо над огнем (раввинистический трактат «Песахим» 118а, след.; в связи с этим указывается, что он вызволял из пещи огненной Авраама и трех отроков), либо над водой и созреванием плодов (талмудический трактат «Санхедрин» 95Ь). В апокрифической «Книге Еноха» Г. поставлен над раем и охраняющими его сверхъестественными существами. В христианской традиции, нашедшей отражение в западноевропейском искусстве, Г. связан по преимуществу с Благовещением (он изображается даже вне сцены Благовещения с белой лилией в руках — символом непорочности Девы Марии). Рыцарский эпос использует служение Г. как вестника в контексте идеи теократической державы: в «Песни о Роланде» Г. возвещает Карлу Великому происходящие события, посылает ему вещие сны и напоминает о его долге без устали защищать христиан во всем мире.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
(Лк 1:19) — один из семи главных ангелов, возносящий молитвы людей к Богу. Он послан был Богом возвестить Захарию рождение Иоанна и Пресв. Деве Марии рождение от нее Спасителя (Лк 1:11-31). Прежде всего, Бог повелел Архангелу Гавриилу объяснить пр. Даниилу видение овна и козла, также тайну семидесяти седмин (Дан 8:16, 9:21). Имя Гавриил означает — сила Божия. В Коране магометовом ему воздается особенная честь и хвала.
(евр. «сила Божия»)
один из Архангелов, т.е. «ангелоначальник», согласно иудео-христианской ангелологии, представитель восьмого ангельского чина. Если всякий Ангел – «вестник» (по буквальному значению греческого слова), то Архангел Гавриил – вестник по преимуществу, его назначение – раскрывать смысл пророческих видений и ход событий, особенно в отношении к приходу Мессии – Христа. Так он выступает в ветхозаветных эпизодах видений пророка Даниила (см. Дан. 8, 16-26; 9, 21-27), где призван «научить разумению» пророка.
В Новом Завете Гавриил, явившись в храме у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя и его служение как Предтечи Иисуса Христа (см. Лк. 1, 8-20); явившись Деве Марии, он сообщает Ей благую весть о рождении у Нее от Духа Святого Богомладенца. (см. Лк. 1, 26-38; Мф. 1, 18-25).
В христианской традиции, нашедшей отражение в византийском и западно-европейском религиозном искусстве, Гавриил связан по преимуществу с Благовещением (он изображается даже помимо эпизода Благовещения с белой лилией в руках – символом непорочности Девы Марии).
Гаври’ил (человек Божий) (Дан.8:16 ; Дан.9:21 ; Лук.1:19,26) — Ангел (вестник) Божий, явившийся Даниилу, Захарии и Марии.
один из архангелов. Явившись у жертвенника Захарии, предсказывает рождение Иоанна Крестителя; Деве Марии сообщает благую весть о рождении у Нее Богомладенца. На иконах чаще всего изображается с белой лилией в руке - символом непорочности Девы Марии. Празднование 26 марта/8 апреля, 13/26 июля, 8/21 ноября.
(в миру Василий Николаевич Воскресенский)
(1795, Москва - 10(22).05.1868, Муром)
богослов, считается первым историком русской философии. Учился в Московской духовной академии (1816–1820), при к-рой был оставлен бакалавром по кафедре философии. После принятия монашества (1821) был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию (1824). В 1825–1827 гт. - ректор Орловской семинарии, затем Могилевской семинарии, был настоятелем казанского Зилантова монастыря (с 1829). С 1835 по 1850 г. - проф. Казанского ун-та, сначала по кафедре церковного права, а затем по кафедре философии. В 1839–1840 гг. в Казани Г. опубликовал "Историю философии", 6-я ч. к-рой посвящена рус. философии. История философии определяется им как "наука, излагающая достопримечательные умозрения о естестве существ и правильно определяющая как заслуги философов, так равно их заблуждения и недостатки, дабы путем учения достигнуть мудрости" (История философии. Ч. 1. С. 3). Каждый народ, полагает он, имеет свой особенный характер, отличающий его от прочих народов, и свою философию, "более или менее наукообразную, или, по крайней мере, рассеянную в преданиях, повестях, нравоучениях, стихотворениях и религии". Рус. народ, считает Г., до бесконечности "привержен к вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитер, непобедим в терпении, рассудителен. По отношению же к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом" (Там же. Ч. 6. С. 5). Как чистые теории идеализма, оторванные от опыта, так и исключительно опыт, принятый за основу философии, приводят к ложным результатам. Истинным же является сосредоточение этих противоположных полюсов в высшем начале. По этому пути, согласно Г., и идет рус. философия. Полагая краеугольным камнем философствования "рационализм, соображаемый с опытом", она "поверяет" его Откровением, поскольку рус. ум "покорился уму беспредельному". Отечественная философия своим возникновением и развитием обязана рус. и греч. духовенству. Благодаря грекам мы "полюбили преимущественно" Платона, европейцы же полюбили преимущественно "диалектические тонкости" Аристотеля и увлеклись схоластикой. Первым учителем русских в философии был, по Г., митрополит Никифор (XII в.), "ученый-неоплатоник", затем идут представители зрелого "любомудрия": Владимир Мономах, Данию Заточник, Нил Сорский, Феофан Прокопович, Сковорода и др. Идея "истории русской философии" и вообще "русской истории философии" давно витала в воздухе. О ее необходимости говорили современники Сидонский, В. Н. Карпов, Новицкий, поскольку до того времени история философии изучалась в России по переводным изданиям, в к-рых не было и речи о рус. философии. Заслугой Г. явилось то, что он попытался дать систематическое изложение истории рус. философии, как она ему представлялась, причем в качестве источников привлек памятники древне-рус, письменности.
♦ С о ч.: История философии Архимандрита Гавриила. Ч. 1–6. Казань, 1839–1840; Русская философия. Ч. 6 / Подгот. текста В. В. Ванчугова. М… 2005; Философия правды. Казань, 1843; Слова поучительные. Ч. 1–2. Казань, 1850.
В. В. Ванчугов
архангел (Евангелие от Луки, 1, 19), один из семи ангелов, облеченных полномочиями возносить людские молитвы к Богу. Господь посылал его к Захарии, чтобы возвестить ему о рождении Иоанна Крестителя, и к Деве Марии, чтобы благовествовать Ей о Рождении Спасителя. Ветхий Завет повествует о том, что Гаврил являлся пророку Даниилу, чтобы объяснить ему видение об овне и козле, а также тайну семидесяти седмин (Книга пророка Даниила, 8, 16; 9, 21).
♦ ангел:
Лк 1:19
♦ истолковал видения Даниила:
Дан 8:16–26; Дан 9:20-27
♦ благовествовал о рождении Иоанна Крестителя:
Лк 1:11-20
♦ благовествовал Марии о рождении Иисуса:
Лк 1:26-38