гад, гада, муж.
1. Земноводное пресмыкающееся животное (зоол.).
2. перен. Отвратительный, дурной человек (разг. фам. бран.). Такого гада, как он - поискать.
Древнерусское – гадъ.
Старославянское – гадъ (пресмыкающееся, змея, отвратительное существо).
Общеславянское – gadъ (пресмыкающееся, змея).
В древнерусском языке слово появилось в начале XI в. Пришло из старославянского языка, в которое проникло из общеславянского. Присутствует и в других славянских языках, где имеет похожее написание и звучание и употребляется в значении «всякое отвратительное, мерзкое существо». Слово с той же индоевропейской основой находим в древненемецком (quat – «нечистоты, грязь») и голландском (kwaad – «злой, скверный») языках.
С момента появления в русском языке слово употреблялось как название пресмыкающихся (змей) и одновременно как ругательное название неприятного, злого, плохого человека. Это же значение закрепилось за словом как исконное и является основным в современном русском языке.
Производные: гадина, гадкий, гадить.
(евр. gad, от gadad, «резать», «уделять», «назначать долю»?)
1) в ветхозаветном предании: сын Иакова от Зелфы, служанки Лии, родоначальник-эпоним одного из двенадцати колен израилевых (см. о двенадцати его сыновьях), отличавшегося воинственностью; к этому племени относится пророчество умирающего Иакова: «Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам» (Быт. 49:19);
2) пророк, приверженец Давида, «прозорливец царев» (1 Пар. 21:9), подававший ему важные советы (напр., 1 Цар. 22:5), возвестивший Божью кару за перепись народа (на выбор - 7 лет голода, 3 месяца сплошных военных поражений или 3 дня мора), велевший построить жертвенник в благодарность за окончание выбранного Давидом мора (2 Цар. 24:10-25).
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
(толпа, а по другим, счастье) — имя двух лиц, упоминаемых в Библии: Быт 30:11-13 — седьмой сын Иакова, первенец Зельфы, служанки Лии, родной брат Асира. Умирая, патр. Иаков предсказал Гаду следующее: Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам (Быт 49:19). Моисей во Вт 33:20-21 еще подробнее предсказывает события, отличающие историю колена Гадова от прочих. После поражения царей Васанских, колена Рувимово и Гадово просили Моисея назначить им удел в бывших владениях Васана, так как они казались особенно пригодными для скотоводства. Моисей исполнил их просьбу, и колено Гадово было помещено к ю. от Рувимова, между горами Галаадскими и рекою Иорданом. В означенной местности оба колена неоднократно подвергались нападениям со стороны соседних языческих племен, но всегда оказывались храбрыми и победоносными (1 Пар 5:19, 20-22, 12:8) и при Давиде одолели всех своих врагов. В песни Моисеевой (Вт 33:20,21) есть указание на расширение колена Гадова и его храбрость, равно как на его верность своему обещанию идти вместе с другими коленами на завоевание земли Обетованной, несмотря на то, что оно имело уже свой собственный удел в Васане. 1 Цар 22:5 и др. — прозорливец и близкий друг Давида. Он явился к Давиду в Массифу и велел ему возвратиться в отечество, а после переписи народа, сделанной Давидом. Гад явился к нему для возвещения наказания (2 Цар 24:11-19). Подобно пр. Нафану и Самуилу, Гад подробно записывал дела Давида и его царствования (1 Пар 29:29), равно как и помогал ему в устройстве богослужения в Скинии (2 Пар 29:25). еврейское слово Гад в Ис 65:11 указывает на языческую богиню солнца и луны, а быть может, и на богиню счастья, почитаемую Финикиянами и Вавилонянами. Обычай приготовлять столы с пищею для идолов, на который указывается в приведенной нами цитате, пользовался известностью в древних языческих религиях.
(счастье, удача) —
а) седьмой сын Иакова и первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальник колена Гадова. Удел этому колену — обширнейшее пространство на восток от среднего течения Иордана, был дан еще до входа Израиля в обетованную землю; (см. колена Израилевы)
б) (1Цар.22:5 ; 2Цар.24:11,13,14,18,19; 1Пар.21:9,11,13,18,19; 1Пар.29:29 ; 2Пар.29:25) — прозорливец Давида;
в) (Ис.65:11) — языческое божество (солнца или счастья), почитавшееся у финикиян и вавилонян. (см. Мени)
рубаха (м. р.).
Гад - в западносемитской мифологии бог счастья и удачи.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
А. Сын Иакова от Зелфы:
Быт 35:26
♦ имя значит "удача":
Быт 30:11
♦ пошел с семьей в Египет:
Быт 46:8,16
♦ отец семерых сыновей:
Быт 46:16
♦ благословлен Иаковом:
Быт 49:19
Б. Племя, произошедшее от Гада
♦ благословлено Моисеем:
Втор 33:20,21
♦ исчислено:
Чис 1:25; Чис 26:18
♦ позволено поселиться на востоке от Иордана:
Чис 32:1-27
♦ получили удел на востоке от реки Иордан:
Чис 32:31–38; Нав 18:7
♦ получили удел на западном берегу Иордана:
Иез 48:27,28
♦ одно из племен 144000:
Откр 7:5
В. Пророк:
1Цар 22:5
♦ прозорливец Давида:
2Цар 24:11-19
♦ записывал события во времена царствования Давида
1Пар 29:29
ГАД, а, м.
1. обычно мн. Пресмыкающееся или земноводное (устар. и прост.).
2. перен. Мерзкий, отвратительный человек, гадина (прост. презр.).
| прил. гадский, ая, ое (ко 2 знач.).
— 1) Еврейский пророк живший во времена царя Давида. Когда Давид спасался от гонений Саула, Г. поддерживал его своими советами. После воцарение Давида Г. был одним из его советников и руководил устройством богослужения в Скинии (2 Пар. XXIX, 25). Он же вел запись деяний Давида и возвестил последнему божественное наказание за исчисление народа (2 Цар. XXIV, 11 и сл.). — 2) Один из двенадцати сыновей Иакова (Быт. XXX, 11). От него произошло колено Гадово, которое, по переселении евреев в Палестину, получило в надел один из заиорданских округов, славившихся своими пастбищами (Иис. Навин XIII, 24—27). Гадово колено было передовым постом израильского народа за Иорданом; ему приходилось прежде и чаще всего терпеть от нападений хищников. Отсюда дух воинственности, отличавший его от других колен; библейский историк говорит о его членах, как о людях мужественных, вооруженных щитом и копьем: "Лица львиные — лица их, и они быстры, как серны на горах" (1 Пар. XII, 8). Гадово колено раньше других сделалось предметом нападений сирийских царей и покорено было ассирийским царем Тиглатпалассаром (4 Цар. X, 3; XV, 29).
А. Л.