гадание, гадания, ср.
1. Действие по гл. гадать в 1 знач. Гадание на картах. Гадание по руке.
2. Догадка, предположение. Будет тебе заниматься гаданиями - придет письмо, тогда всё узнаешь.
(Иез 12:24, 13:6, Ис 8:10, Иер 29:8. Лев 19:26, Чис 23:23, Зах 10:2 и др.) — известно было с глубокой древности и строго запрещено законом Моисеевым (Вт 18:10-11). Гадание производилось: По кубкам или чашам (Быт 44:5). В кубок, наполненный водою, наливался растопленный воск, и из различных форм, представляемых воском, выводились различные ответы. Этот вид гадания считается одним из самых древних, и о нем упоминается в истории Иосифа. Стрелами (Иез 21:21). По свидетельству Иеронима, оно производилось так: писали на стрелах названия городов, против которых предполагалось открыть военные действия, и потом, смешав стрелы, клали их в колчан. Стрела, вынутая первою из колчана, означала тот город, на который должно было произвести нападение. Пр. Иезекииль говорит, что Навуходоносор, выступив против Седекии, царя Аммонитян, когда встретил на своем пути две пересекавшиеся дороги, кроме гадания посредством терафимов, печени, гадал еще посредством стрел. Этот способ гадания употреблялся арабами до Магомета, который запретил его. Его употребляли также греки и другие народы древности. По печени (Иез 21:21). Это гадание состояло в рассматривании печени убитых животных. Если печень оказывалась красною и здоровою, то это считалось хорошим знаком, если же она была суха, сморщена, то это составляло дурной признак. Посохом или жезлом (Ос 4:12). Думают, что это гадание производилось следующим образом: лицо, гадавшее жезлом, измеряло оный пальцами или ладонями своей руки, произнося по мере измерения: да, нет; затем, смотря по тому, какое слово произносилось при наложении в последний раз на посох ладони или пальца, заключали о счастливом или несчастливом исходе предпринятого дела. Кроме сих существовали еще гадания по сновидениям, на огне, воде, по воздуху, по облакам, по полету и пению птиц, по встречам, по чертам рук и др.
гад’ание (Быт.44:5 ; Лев.19:26 ; Чис.12:8 ; 4Цар.17:17 ; 4Цар.21:6 ; 2Пар.33:6 ; Иер.14:14 ; Иез.21:21,29; Мих.5:12) — попытка угадывания или предсказания событий. Гадание было строго запрещено законом (Лев.19:26). В Пс.77:2 слово «гадание» означает «тайна». (см. волхвы, прорицатель)
мантика, строго запрещена еще Законом Моисеевым. В древности гадали по кубкам и чашам, по стрелам, по печени животных, по посоху, а также по сновидениям, воде, огню и воздуху, по пению или полету птиц, по линиям рук, по встрече и пр.
♦ (ENG divination)
(лат. divinatio от divinare - предвидеть, предсказывать)
попытка получить сверхъестественные знания, зачастую посредством предзнаменований или оккультизма.
ГАДАНИЕ, я и ГАДАНЬЕ, я, ср.
1. см. гадать.
2. Традиционно сложившиеся в народе приёмы узнавания чего-н. (будущего, вообще того, что неизвестно) по картам, разным предметам, по приметам. Гадания под Новый год, под Рождество, в крещенский сочельник. Святочные гадания о суженом. Девичьи гадания. Г. при луне, при месяце. Г. по руке, на картах, на воске. Г. на зеркале со свечой. Г. на бобах (на девяти кучках из сорока одного боба, разложенных на столе и перекладываемых по сложным правилам гадания). Сбывшееся, несбывшееся г.
• Гадание на кофейной гуще о чёмн. сомнительном, совершенно неопределённом.
ср.
Процесс действия по знач. глаг.: гадать.
(греч.μαντική, латинск. divinatio, французск. divination) — стремление раскрыть явления, которые человеческий разум собственными силами не может постигнуть, и в особенности будущее, насколько оно не поддается рациональному предвидению. Наибольшей систематизации оно достигло у древних греков и римлян, у которых было возведено на степень государственного учреждения. Возможность, с помощью богов, заранее предузнавать результаты предпринимаемых действий допускали и некоторые философы. Пифагор и его ученики с особенной любовью занимались мантикой. Эмпедокл признавал существование сношений между человеком и божеством, но лишь в качестве привилегии избранных душ. Философы ионической школы и Анаксагор, наоборот, совершенно отвергали мантику, допуская предвидение не иначе, как на основании точных наблюдений и опыта. Ученик Анаксагора — Еврипид — смело утверждал, что "лучший гадатель тот, кто хорошо соображает". Ксенофан с презрением отвергал мантику, как и народные верования вообще, усматривая в них извращение понятия о верховном существе. Гераклит отводил мантике место в своей системе, но единственным способом ее считал пророческое вдохновение, сообщаемое душе во время бодрствования. По Демокриту, существуют человекообразные и смертные воздушные гении, добрые или злые, извещаемые человека о своих планах и о том, что происходит в отдаленных частях ми pa; отсюда видения и голоса, посещающие людей во время сна. Сократ смотрел на мантику, как на орудие yc пех a, a, следовательно, счастья; а так как счастье людей составляет цель мироздания и главную заботу божества, то этим достаточно оправдывается мантика. Принимая все способы Г., освященные обычаем, Сократ более всего почитал внутреннее откровение, при котором душа вступает в прямые, хотя смутно сознаваемые сношения с божеством. Циники и киренаики совершенно отвергали мантику. Платон видел в мантике, действующей путем психического возбуждения, низшую форму той психической деятельности, высшим проявлением которой служит философия. Аристотель исследует этот род мантики в его простейшей форме — в форме сновидения — и рассматривает присущую человеку способность предвидения как продукт естественных свойств, которые, при наличности известных физиологических условий (болезнь, меланхолия), могут достигнуть особого напряжения. Стоики отождествляли божество с роковой связью причин и следствий; в силу мировой симпатии, соединяющей все предметы в природе, нет ни одного факта, который бы не был непременно связан со всей совокупностью фактов, прошедших, настоящих и будущих. Связь между полетом птицы и возвещаемым фактом незаметна, но она существует; назначение мантики и заключается в открытии тонких связующих нитей, неуловимых для обыкновенной логики. Эпикур относился к мантике так же отрицательно, как Ксенофан. Карнеад выяснил несоответствие мантики и с фатализмом, и с разумным предвидением божества, и со свободой человеческой воли. Из Греции скептицизм перешел в Рим (Цицерон, в сочинении " De divinatione"). Но тогда уже наступала реакция против рационализма. Рим наполнился малоазиатскими, халдейскими и египетскими предсказателями, чудотворцами и гадателями. "Эфемериды" и "Петозирис" (гадальная книга, названная по имени египетского мудреца, весьма известного и в позднейших византийских оракулах) стали популярными книгами. Естествоиспытатель Плиний, сам веривший в сновидения, жалуется на множество предсказаний, стесняющих жизнь на каждом шагу. Первые императоры восставали против сильно укоренившегося суеверия и запрещали гадальные книги (libri fatidici); но это нисколько не останавливало их распространения. Мантика находила себе усердных защитников в Нигидии, Фигуле, Плутархе, Максиме Тирском и друг. Со времени Порфирия вера в мантику достигает крайнего предела. Ямблих считает мантику и теургию надежнейшими руководителями в жизни. В таком положении застали вопрос христианские апологеты, нашедшие в Св. Писании засвидетельствование мантики, как факта, но вместе с тем и запрещение ее ("Второзакониe" XVIII, 10, 11; Иеремия XXIII, 32; XXVII, 9 — 10). Лозунгом всех христианских полемистов было объявление оракулов делом злых гениев. Допускалось, однако, что иногда оракулами возвещаемы были христианские истины; с особою любовью цитировались для этой цели Сивиллины книги. Блаж. Августин, в сочинении " De divinatione daemonum", доказывал дьявольское происхождение мантики. Понятно, что при таком взгляде на гадания Церковь старалась искоренить их. Из памятников древнерусской письменности этого вопроса касаются послание новгородского apxиепископа Геннадия и Стоглав. Тем не менее, у всех христианских народов, у одних больше, у других меньше, до сих пор сохранилось Г., как остаток языческих верований. Уменьшилось только число таких явлений, которые определяются Г. В настоящее время русский народ гадает об урожае, погоде и замужестве, изредка о смерти. Большинство Г. приурочено к празднику Рождества Христова или, точнее, Нового года, некоторые — к празднику Благовещения или ко дню Андрея Первозванного.
Древние философы различали мантику, основанную на толковании внешних знамений, и мантику, пользующуюся внутренним просветлением. Первый род Г. они называли искусственным, второй — естественным, или самопроизвольным. Первый преобладал у римлян, второй — у греков. При том и другом способе Г. не ограничивались выжиданием явлений, в которых обнаружилась бы воля божества; большею частью старались искусственно вызвать подобные явления. В этом пункте мантика соприкасается с магией: значительная часть приемов Г. состоит в толковании явлений, предварительно произведенных м a гиeй.
I. Способы Г. по внешним знамениям чрезвычайно разнообразны.
1) Метеорологическое Г., т. е. Г. по небесным знамениям, — было сильно распространено у греков гомеровских времен. Гром, молния и ветер, радуга, комета, огненный метеор, огни, являющееся на мачтах кораблей, — все это были знамения Зевса, объявлявшие волю божества. У римлян метеорологические Г. лежали на обязанности авгуров (см.). В Греции они усилились в византийском периоде, когда изобретены были Г. по облакам и дождю. В Византии же появились особые руководства для метеорологических Г. (βροντολόγια), которые перешли в Россию в виде "Громника", собранного царем Ираклием, "Молнияника и колядника пророка Ездры" и других отреченных книг, изданных Тихонравовым ("Памятники отреченной литературы", СПб., 1863) и Костомаровым (в "Памятниках старинной русской литературы", изданных графом Кушелевым-Безбородко, вып. III, СПб., 1862); все они — редакции южно-славянской, но недавно найден "Громник" южно-русской редакции (Мирон, в "Киевской Старине", 1892, № 3). Первые наставления о том, что делать и чего не делать в известные дни, находим уже в Святославовом сборнике 1075 г., где, напр., под 30-м апреля указано: "Репы не яждь". В настоящее время в России метеорологические Г. существуют только в виде многочисленных примет, по которым гром или дождь в тот или другой день (напр., в Благовещенье) или при известных случаях (напр., в день венчания) предсказывает урожай, богатство, слезы.
2) Из Г. по неодушевленным предметам наиболее распространены Г. по огню (эмпироманти,я или пиромантия) и, в частности, Г. по кости лопатки (омоплатоскопия, или скапулимантия), которая кладется в огонь. По изменениям, вызванным действием огня на кость, гадают о будущем. Г. это известно древним грекам, татарским племенам, индейцам Америки и поныне встречается в Англии. В Великороссии встречается Г. по сырым лучинкам: ясно горит — долго жить, с искрами — будут болезни, потухнет — умрет гадающий. При Г. по воде, вода часто отодвигается на второй план сравнительно с теми предметами, которые кладутся в воду — углями, кольцом, венком. Г. посредством бросания в сосуд с водой разных предметов встречаются у африканских народов; они были известны и древним грекам, причем в Греции, как и ныне в России, соблюдались наговоры и обряды, сообщавшие воде силу прорицания. Греки и германцы гадали еще по журчанью ручьев, по гулу речных стремнин и водопадов. В Poccии девушки смотрят на святках в воду (иногда в прорубь), с надеждой увидеть в ней своих суженых. Прислушиваются к шуму воды на водяной мельнице и по нему заключают о будущем лете; по колебанию вод 10 августа судят о предстоящих осени и зиме. К Г. на воде подходят Г. по другим жидкостям — растопленному олову, воску, даже золоту, по выпущенному белку яиц; гадают по тому, какую форму принимает жидкость в холодной воде. Г. на решете обычно в России, преимущественно для определения вора. Держат на одном пальце решето (в древней Греции его вешали на нитях) и произносят имена подозреваемых лиц. Решето понемногу поворачивается; на чьем имени оно остановится, тот и есть отыскиваемое лицо. Гадание это (коскиномантия) было обычной ордалией в средние века; оно поныне еще встречается в Англии, Германии, Аравии и у некоторых азиатских племен. Осложнением этого метода является Г. с помощью волшебных палочек и прутиков. В сущности, здесь кроется принцип Г. посредством жребия (клеромантия), разница только в том, что орудия клеромантии не одарены, подобно волшебным палочкам и другим предметам (напр., картам), магическими свойствами, зависящими от их формы и вещества. Принцип жребия лежит в основе Г. по слову, случайно сказанному, или произнесенному имени — Г. весьма распространенного в древней Греции, а в настоящее время в России, также во Франции. У нас девушки спрашивают встречных об имени, которое и есть имя суженого. Сюда же относится гадание по писанному слову, напр., по отдельным фразам, случайно найденным во вдохновенных книгах, каковыми для древних греков являлись поэтические произведения Гомера и Гезиода (рапсодомантия, библиомантия, см. соотв. статью). Один из видов рапсодомантии состоял в сочетании написанных предсказаний с игрой в кости. Подобный способ Г. практиковался в городе Атталии в Памфилии. Уже в древней Греции зародились гадальные книги, которые были распространены в средние века и в старой Руси. На Руси гадали, например по "Гадальной книге пророка и царя Давида": это ряд коротеньких статеек с содержанием, заимствованным из евангельских или апокрифических рассказов, с иносказательным толкованием в интересах гадающего. В начале каждой статьи выставляются цифры, колеблясь в своих сочетаниях между 1, 1, 1 и 6, 6, 6. Очевидно — это указание на способ гадания тремя костями. Наши предки гадали еще по рафлям, которые были строго запрещены и ставились наряду с волхованием. Рафля — значит решетка, а также и рошпер (куря рафленое, т.е. жареное на po шпере; рафлить — линовать); отсюда и гадальные листы назывались рафлями, так как они были разделены, или разграфлены, на отделения, в которых, за номерами, показаны разные случаи и действия. На такой гадальный лист бросалось пшеничное или ячменное зерно; на каком изображении или притче оно остановится, то с гадающим в жизни сбудется. Образцы таких рафлей дошли до нашего времени в виде народных картинок, известных под названием Кола (колеса фортуны) и Случаев описания. В нынешнее столетии все эти листы заменены гадальной книжкой царя Соломона или Соломоновою головою. Ср. гр. Бобринский, "Jeu d'amour. Французская гадальная книжка Х V века" (СПб., 1886); Ровинский, "Русские народные картинки" (СПб, 1881); Губерти, "Гадальные карточки" ("Российская Библиография", 1881 г., № 15); Веселовский, "Гадальные книги на Западе и у нас" ("Вестн. Европы", 1886 г., № 4; автор указывает на то, что в гадальных книжках отражается настроение общества).
3) В числе Г. по одушевленным предметам первое место занимает Г. по птицам (орнитомантия). Оно встречается у первобытных народов и чрезвычайно развито было в классическом миpе, где греки подразделяли наблюдение на четыре отдела: полет, крик, посадку, действие. Римские авгуры довольствовались наблюдением полета и крика. Это Г. известно было и в древней Руси, как о том свидетельствует послание новгородского архиепископа Геннадия. В настоящее время у нас обычно гадание курицами и петухами: как они клюют зерно, как подходят к нему, когда поют, как садятся, брошенные на землю, какого цвета курица попадется в руки ночью в курнике, и т. п. Менее распространены, хотя тоже общеизвестны, Г. по действиям животных; в России, напр., завязывают лошади глаза и сажают на нее девушку: в какую сторону повернет лошадь, в ту сторону девушка выйдет замуж. Непроизвольные движения человеческого тела (в особенности чихание), в которых первобытный ум усматривает прямое действие демонов, также служили средством Г. От греков до нас дошло даже руководство по этому предмету, составленное Мелампом для Птоломея. В числе древнерусских отреченных книг был "Трепетник" (изд. Пыпиным в "Архиве" Калачова 1860—61, кн. II), который заключает в себе предвещания по трепетанью разных частей тела: руки, ноги, глаза, уха, бровей и т. д. В настоящее время эти Г. выродились в приметы. Строение одушевленных предметов также доставляло материал для Г. Первое место занимает здесь Г. по внутренностям жертвенных животных (гиероскопия), которое было известно и грекам, но особое развитие получило в Риме, где содержались особые жрецы (haruspices), которыми могли быть только этруски. Предполагалось, что искусство это, изложенное в особых книгах (libri Tagetici, Etrusci), сообщено было этрускам Тагетом, внуком Юпитера. Г. по внутренностям животных известно было в Перу при инках, весьма распространено и весьма сложно у малайцев, полинезийцев и у монгольских народов, встречается у болгар и у малороссов Екатеринославской губернии ("Сборник малорусских сказок и поверий" И. И. Манжуры, 1890). Г. по строению человеческого тела (морфоскопия, или физиогномика), в особенности Г. по строению руки (хиромантия), известно было халдеям и иудеям, процветало в древней Греции и Италии, поныне распространено в Индии и среди цыган и находит себе адептов даже среди интеллигентных людей. Хиромантию можно определить как искусство прочитать в руке предопределенную от рождения судьбу. Подобно Г. по непроизвольным движениям тела, хиромантия переплетается с астрологиeй и исходит из верования во влияние светил на отдельные части тела. Эпоха наибольшего процветания хиромантии в Европе — это XVI — XVIII века. Для изучения связи астрологии с хиромантией особенно ценна переведенная с арабского "Astrologia terrestris", соч. Abuhaly ben Omar (Фрейштадт, 1703). Еще в начале XVIII стол. в большей части немецких университетов существовали особые кафедры хиромантии. В новейшее время S. d'Argentigny ("La chirognomonie", Париж, 1843) и К. G.-Carus ("Ueber Grand und Bedeutung der verschiedenen Formen der Hand bei verscbiedenen Personen" (Штут., 1846) пытались установить научные основы хиромантии. Ср. J. Landsberg, "Der Handteller" (Позн., 1861); Богданович, "Мистические знаки руки и их значения " (СПб., 1891).
4) Математические Г. исходят из особых таинственных свойств, приписываемых некоторым числам, главным образом 3, 7 и 9. Первое обязано своим значением чисто умозрительным соображениям, потому что в нем одновременно заключаются единство и двойственность, наименьшее нечетное и наименьшее четное число; второе соответствует семи планетам; наконец, 9 есть 3, возведенное в квадрат. Главнейший способ математического Г. состоит в начертании имени лица числом, которое получается через сложение цифр, соответствующих отдельным буквам этого имени; число это делится на одну из вещих цифр и все толкование сосредоточивается на остатке. Математическое гадание вывезено Пифагором из Египта, процветало у арабов и евреев, а через Апокалипсис перешло к новым народам (см. Звериное число). От арабов перешел в Европу другой вид математического гадания (геомантия), стоящий в связи с астрологией: точки, случайно располагаемые на земле, образуют фигуры и группы, которым придают условное значение и ставят в связь с планетами. В сущности все перечисленные Г. — ни что иное, как объективирование ассоциации идей. Весьма наглядно это проявляется в великорусском Г. по лучинкам: потухший огонь влечет за собою мысль о смерти, и народ думает, что действительно есть связь между горением данной лучинки и жизнью данного лица. В этом же Г. можно проследить и метод, лежащий в основе истолкования знамений: метод этот — символизм. В предсказании беды от унылого крика совы и в ожидании победы от стремительного полета коршуна несомненно отражается символизм, одинаково свойственный и первобытным племенам Азии, и высокоразвитым народам классического мира.
II. При интуитивном Г. воля божества проявляется не путем внешних знамений, а посредством непосредственных сношений с душой человека, и символический язык заменяется человеческой речью. Интуитивное Г. распадается на три вида.
1) Г. путем сновидений (онейромантика) занимает середину между объективной и субъективной мантикой, так как оно распадается на два акта: наблюдение во сне образов (онейроскопия), представляющее собою акт внутреннего просветления, и истолкование их (онейрокритика), основанное, главным образом, на символизме; последнее приближает онейромантику к объективному Г. Образы, получаемое во сне, могут быть затемняемы и извращаемы посторонними влияниями, вследствие чего сновидения имеют различное значение, смотря по времени ночи, по положению тела во время сна, по времени года. Отсюда ряд предосторожностей, цель которых — обеспечить правдивость и чистоту вещих образов, а затем и ряд мер для вызывания сновидений и даже для ниспосылания их другому лицу. Искусственное вызывание сновидений (инкубация) производилось у греков и римлян в храмах, где этим обычаем созданы были даже оракулы, дававшие ответы посредством сновидений и появления во сне умерших. Таковы были оракулы Амфиарая в Оропе, Амфилоха и Мопса в Киликии, Кальханта и Подалирия при мысе Гаргане, в Апулии, и Асклепия в Эпидавре. В их храмах люди, искавшие божественных откровений, особенно для исцеления больных, ложились спать на шкуре принесенного в жертву животного. В общем, греки различали две категории сновидений: одни прямо и полно воспроизводят предвещаемое ими событие, другие доставляют только аллегорические символы, смысл которых нужно разгадать. Толкование сновидений сложилось в особое искусство; множество древних писателей, преимущественно восточного происхождения, занимались составлением трактатов о толковании сновидений. Знаменитейшим сводом в этой области является 'Ονειροχριτιχά эфесца Артемидора, современника Адриана и Антонинов; сочинение это издал Hercher (1864). Подобного рода сочинения встречаются и среди древнерусских отреченных книг ("Сносудец"), и длинный ряд их завершается современными сонниками. В настоящее время русский народ не придает значения обыкновенным сновидениям, хотя у него и имеется известное число относящихся сюда примет (см. статью Балова в "Живой Старине", 1891, вып. IV). Другое дело — вещие сны, которые бывают редко, но зато предсказывают человеку всю его дальнейшую судьбу или, по крайней мере, важнейшие перевороты в его жизни. Такие сны отличаются от обыкновенных своей рельефностью, нередко с буквальною точностью повторяются раза по два и по три и никогда не забываются. Народ верит еще в сновидения, которые вызываются искусственно с целью Г., чаще всего в ночь на Новый год. Сновидения эти объясняются действием нечистого, вследствие чего гадающие, ложась спать, почти никогда не молятся Богу. В иных местах девушка, желающая видеть своего суженого, откалывает от угла соседского дома щепку и кладет ее в изголовье своей постели, со словами: "Суженый, ряженый, явись ко мне".
2) Некромантия, т. е. Г. путем вызывания душ покойников, относится к интуитивной мантике, так как здесь гадающие входят в непосредственные сношения со сверхъестественным миром; она сопровождалась магическими обрядами и находилась в связи с чревовещанием. Известная в классическом миpe, она в средние века перешла в черную магию, а в новейшее время возродилась в форме спиритизма. Она применялась и в древней Руси, как об этом свидетельствует Стоглав: "В великий четверг порану солому палят и кличют мертвых".
3) Г. путем непосредственного откровения, ниспосылаемого людям богами (хресмология), всегда совершалось в состоянии восторженности или экстаза. Такое состояние является на почве истерической или эпилептической, но первобытный ум усматривает в явлениях этого рода одержимость духом. Г. в состоянии экстаза широко распространены среди всех первобытных народов, которые принимают меры для искусственного вызывания припадков исступления (посты, танцы, пение, наркотические испарения и т. п.). На островах Тихого океана души умерших входят на время в тела живых, чтобы, вдохновляя их, заставить предсказать будущие события. У сибирских племен шаманы выбирают детей, склонных к конвульсиям, как субъектов, наиболее пригодных для их профессии, и таким образом дар прорицания может иногда сделаться наследственным в семействах, подверженных эпилепсии. Такой же характер носят, отчасти, и оракулы классического миpa (см. Оракулы). У римлян и у италийских народов оракулы были вытеснены искусственными способами Г. Пророчества в состоянии экстаза бывают на радениях у русских хлыстов и др. примыкающих к ним сект; они были известны и в древней Руси, как это видно из Стоглава: "По селам и по волостям ходят лживые пророки, мужики и жонки, и девки и старые бабы, наги и босы, и, волосы отростив и роспустя, трясутся и убиваются, а сказываюсь, что им являются св. Пятница и св. Анастасия и заповедают в среду и в пяток ручного дела не делати и женам не прясти и платья не мыти" и проч.
Обширная литература предмета указана у Bouché-Leclercq, "Histoire de la divination dans 1'an-tiqoité" (Пар., 1879—81; есть русский перевод 1-го тома, Киев, 1881), и у Сумцова, "Культурные переживания" (Киев, 1 890).