Владеющий оружием, рубака (евр.).
9 октября (26 сентября) – праведный Гедеон, судия Израильский.
Гидеон (евр. gide'on, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал (евр. yerubaal, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного союза Израиль в эпоху, предшествовавшую установлению монархической государственности). Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Господь покарал их, на семь лет «предав в руки» мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников, в ежегодных набегах отнимавших урожай (Суд. 6:1-16). Когда мера страданий народа исполнилась, Господь посылает Ангела к Г., который в это время молотил пшеницу в виноградной давильне, прячась от мадианитян (6:11). Услышав повеление «спасти Израиля от руки мадианитян», Г. возражает: «Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (6:14-15). Но обещание победы подтверждено знамением: пищу, приготовленную Г. для угощения небесного гостя, пожирает огонь, вышедший из конца посоха Ангела, а сам Ангел исчезает. В согласии с архаическими представлениями Г. ждет для себя гибели, ибо видел сверхъестественное существо, но Господь успокаивает его. По вдохновению от Господа Г. разрушает жертвенник Ваала и священное дерево, которым поклонялся его отец, воздвигает вместо них алтарь Господень и приносит на нем жертву. Соседи готовы его убить, но отец предлагает, чтобы Ваал сам «спорил», или «судился», с Г. (этим эпизодом мотивировано его второе имя, 6:32). Когда мадианитяне с союзниками приходят очередным набегом, Г. трубит в шофар (трубу из бараньего рога), подавая знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и все «колено» Манассии, к которому принадлежит он сам, но также «колена» Асира, Завулона и Неффалима - 32-тысячное ополчение. По просьбе Г. ему даны еще два знамения: сначала «на всей земле» сухо, и роса выпадает только иа расстеленную Г. шерсть, затем «на всей земле» выпадает роса, а шерсть остается сухой (6:36-40); в традиционном христианском истолковании роса — символ благодати. Господь хочет показать, что победа принадлежит не численности, а избранничеству. Поэтому Г. велено отослать по домам боязливых, а из оставшихся 10 тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию, отобраны всего 300 воинов, «лакавших воду языком своим, как лакает пес» (7:5). С ними Г. подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ночное нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках «меч Господа и Гедеона!». Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно бегут. Тогда Г. обращается за помощью к воинам «колена» Ефрема, которым удается на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей мадианитян — Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Г. преследует двух других мадианитских вождей — Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев; еще раньше он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла, насмешливо отказывавших утомленным воинам в провианте (8:12-21). Народ предлагает Г. царскую власть для него самого и его династии, но Г. отвечает: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (8:23). Из своей военной добычи Г. сооружает в родном городке Офре (Афре) какой-то культовый предмет («эфод»), как будто бы посвященный Господу, но который легко становится центром языческого культа. Жизнь Г. завершается мирной эпической старостью в кругу огромной семьи, состоящей из множества жен и 70 сыновей, практически пользующихся полуцарскими привилегиями; после его смерти его побочный сын Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
(разрушитель): Суд 6:11 — сын Иоаса из г. Офры, колена Манассиина, 7-й судья Израильский. Он был от природы очень скромный, и когда Ангел Господень предложил ему идти во имя Господне и спасти Израильтян от ига Мадианитян; Гедеон отвечал: «вот и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (Суд 6:15). Господу угодно было обнадежить Гедеона поразительными знамениями Своего могущества и помощи, о которых подробно упоминается в 6, 7 и 8 главах кн. Судей. Затем, с 300 безоружных воинов он поразил на голову Мадианитян (8:4-21). Благодарные Израильтяне предлагали Гедеону царскую власть, но он отверг эту честь, сказавши: Господь да владеет вами (8:22-23). Он имел неосторожность из доставленного ему народом золота сделать священную одежду — ефод, и положить оную в своем городе, чем подал народу повод впасть в идолопоклонство (8:24-34). И был он (ефод) сетью Гедеону и всему дому его, замечает как бы с прискорбием свящ. писатель кн. Судей о сем случае. Впрочем, Гедеон мирно судил Израилю в продолжение 40 лет, скончался в доброй старости и погребен в Офре. Он оставил после себя 70 сыновей, которые все, за исключением одного, были умерщвлены Авимелехом, сыном его от наложницы, захватившим власть в свои руки. Псалмопевец (Пс 83), Ис 9:4 и ап. Павел (Евр 11:32) с похвалою отзываются о деяниях Гедеона. Иудифь 8:1 — предок Иудифи, упоминаемый в ее родословии.
Геде’он (срубающий) (·Суд.6 — 8; Евр.11:32) — сын Иоаса из колена Манассиина, житель Офры, призванный Господом спасти народ от нашествий мадианитян. Он был прозван Иероваалом (см.) после того, как смело разрушил капище Ваала у своего отца. Из добычи, взятой у мадианитян, Гедеон сделал золотой ефод (Суд.8:27), что явилось сетью для него самого и всего его дома. Он был судьей Израиля 40 лет и имел 70 сыновей, но все они погибли.
А. Его семья и призвание судьей
♦ младший сын Иоаса:
Суд 6:11,15
♦ звался также Иероваал:
Суд 7:1
♦ ангел призвал его:
Суд 6:11-24
♦ приготовил жертву:
Суд 6:19-22
♦ отец защитил его:
Суд 6:25-32
♦ Бог дал ему знамение шерсти и росы:
Суд 6:36-40
♦ имел много жен:
Суд 8:30,31
Б. Его война с Мадианитянами
♦ собрал войско:
Суд 6:34,35
♦ оставил после испытания триста человек:
Суд 7:2-8
♦ наметил план сражения:
Суд 7:15-21
♦ добился победы:
Суд 7:22-25
В. Последующие события
♦ отомстил жителям Сокхофа:
Суд 8:4-21
♦ отказался стать царем:
Суд 8:22,23
♦ поклонялся идолу:
Суд 8:24-27
♦ был судьей сорок лет:
Суд 8:28
♦ его смерть:
Суд 8:32
♦ назван героем веры:
Евр 11:32