25 ноября 2024
450 тысяч слов
+33 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова гельвеций

все
Политическая наука: Словарь-справочник
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Политическая наука: Словарь-справочник

гельвеций

(Helvetius) Клод Адриан (1715-71)

французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение - свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посмертно).

Энциклопедический словарь

гельвеций

(Helvetius) Клод Адриан (1715 - 71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение - свойства материи. В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: "Об уме" (1758), "О человеке" (1773, посмертно).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гельвеций

(Клод Адриан Helvetius) — французский философ (1715-1771), получил юридическое образование, служил при дворе королевы. Под влиянием Вольтера он задумал поэму "Sur le bonheur", которую затем бросил и окончил лишь незадолго до своей смерти; увлекшись "Esprit des lois" Монтескье, он решился написать книгу о разуме "Livre de l'esprit", появившуюся в 1758 г. и доставившую ему знаменитость. Она вскоре была запрещена во Франции, но была переведена в Англии, Германии и Италии. Совершив путешествие в Англию и Германию, где в Берлине был гостем Фридриха II, Г. занялся дальнейшим изложением своих взглядов в книге "de l'Homme, de ses facult és intellectuelles et de son Education". Эта книга вышла после смерти Г., в 1773 г. Как в частной, так и в общественной жизни, по свидетельству Мармонтеля, Г. отличался самыми симпатичными качествами. Он принадлежит к школе сенсуалистов, но не сказал в этом направлении ничего нового. Деятельность разума, рассматривать ли его как способность думать или как собрание идей, во всяком случае сводится к суждению, т. е. к сравнению наших ощущений, следовательно, к чувствованию: juger, c'est sentir. Человек стоит выше животных в умственном отношении только благодаря особенно благоприятной организации его тела. Если отнять от разума воспоминание о фактах и об идеях других людей — науку, то разум каждого явится собранием новых для данного человека идей, достоинство которых измеряется не количеством и степенью новизны, а той пользой или удовольствием, которые они приносят людям. Польза (для отдельных лиц, для общества и народа, наконец для всех людей) есть единственное мерило оценки как идей, так и поступков. Добродетель — желание счастья ближнего; предмет добродетели — общественное благо; честность — привычка к поступкам, полезным для нации. Все обычаи, даже самые отвратительные и на первый взгляд несогласные с добродетелью, имеют первоначальной целью общественное благо. Единственный способ сделать людей добродетельными — это связать их личный интерес с интересом общественным; это — задача моралистов и законодателей, ибо люди не родятся ни добрыми, ни злыми, а только одаренными физической чувствительностью (sensibilit é), которая порождает в них любовь к приятному и отвращение к страданию. Природа одарила людей степенью внимания, достаточной, чтобы достигнуть большого умственного развития; но для этого нужно побороть стремление к покою, прирожденное человеку, а побудить его к тому могут только страсти и отвращение к скуке. Последнее является главным двигателем в те эпохи, когда великие страсти связаны обычаем или законами. Источник страстей есть физическая чувствительность (sensibilit é): следовательно, он одинаков у всех людей. Итак, от природы все люди равно одарены всем необходимым, чтобы стать гениальными. Отчего же так мало гениев? Потому что гений есть продукт условий, при которых он вырос, — а очень малое число людей бывает поставлено в такие семейные, общественные, национальные и наконец исторические условия, при которых образуются гении. Это — положительная сторона учения Гельвеция, из которой вытекает целый ряд отрицаний, повторенных Г., в более резкой форме, в другом его сочинении, "de l'Homme". Здесь Г. нападает на правительство и духовенство, оставляющие народ в невежестве, плодом чего являются пороки и несчастье. В "Po è me sur le Bonheur" Г. задается вопросом, в чем заключается счастье. Не находя прочного счастья ни в удовольствиях любви, ни в удовлетворении честолюбия, ни в богатстве, ни в стоицизме, он видит его только в любви к науке и искусствам. Философия Г. была в свое время очень популярна, между прочим и в России, где ею до крайности увлекалась образованная молодежь, как можно видеть из написанного Радищевым " Жития Ф. И. Ушакова" (изд. Бартеневым в его сборнике "Осьмнадцатый век").

Э. Р.

Поделиться:
Действия:
Скачать в doc