гениальность, гениальности, мн. нет, жен. (книж.). отвлеч. сущ. к гениальный. Гениальность "Мертвых душ" Гоголя.
| ВыСШАя одаренность; то же, что гений в 1 знач. Гениальность Пушкина.
(от лат. genius - дух)
наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу Г. определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идёт взгляд на Г. как на род иррационального вдохновения, "озарения" свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов Г. и творчества.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 50)
См. также Одарённые дети
Ч421.204
бездарность
посредственность
высшее проявление созидательных способностей, совокупность духовно-практических качеств, позволяющих создавать художественные произведения, оцениваемые потомками (а иногда и современниками) как шедевры. Гениальность становится одной из главных проблем в романтической эстетике XVIII-XIX вв. В ней усматривают либо проявление высшего божественного дара, либо свидетельство вмешательства в творческую деятельность личности демонических сил. В этот же период под влиянием общей тенденции секуляризации западно-европейского культурного сознания Появляются определения гениальности как Естественной, врожденной способности души, посредством которой природа дает искусству свои правила (И. Кант).
Если талантливость по преимуществу репродуктивна и подражательна, то гениальность - это первородная творческая мощь духа, позволяющая создавать нечто небывалое и неподражаемое. В этом отношении гениальность нередко сопоставляют с необузданной, не подчиняющейся никаким логическим правилам фантазией ребенка. Удивительное по меткости определение различия между гениальностью и талантливостью дал П. А. Флоренский, утверждавший, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности.
На внутренне противоречивую, сугубо антропологическую природу гениальности указывал В. Т. Адорно. Он писал: «Гениальность представляет собой некий диалектический узел - в нем переплетено все, чуждое шаблону, не повторяющее пройденного, свободное, но в то же время несущее в себе чувство необходимости, парадоксальный фокус, проделываемый искусством на основе одного из qro самых надежных критериев. Гениальность - это некая противоречивая ситуация, нечто объективное, носящее глубоко субъективный характер... Признаком гениальность в искусстве является то, что новое в силу своей новизны кажется таким, будто оно существовало всегда» (Адорно В. Теодор. Эстетическая теория / Пер. с нем. - М. : Республика, 2001.-С. 250).
◘ Лит.: Евлапов А. М. Конституционные особенности психики Л. Н. Толстого - М. -Л, 1930; Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 1895; Сегалин Г. В. Эвропатология личности и творчестве Л. Толстого //Клинический архив гениальности и одаренности. Вып. 3-4. Т. 5. - Свердловск, 1930.
наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, "озарения" свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.