(фибролит)
Обладающие низкой теплопроводностью и малым удельным весом плиты из смеси магнезиального цемента с сосновой или осиновой стружкой, используемые в конструкциях стен и перекрытий.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(греч. Herakleitos)
(ок. 544 - 483 до н.э.)
греческий философ, один из основоположников диалектики, выходец из Эфеса. Свое учение Г. изложил в трактате «О природе», где говорил, что все пребывает в вечном движении. Согласно утверждению Г., бытие - объективно и вечно, основой всего он считал огонь.
Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. М., 1969. С. 275-280; Кессиди Ф.Х. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. М., 1963; Муравьев С.Н. Жизнь Гераклита Эфесского // ВДИ. 1974. № 4; Муравьев С.Н. Гераклит: современники, легенда, иконография // ВДИ. 1975. № 1; Свидетельства о жизни и сочинении Гераклита Эфесского / Пер. и коммент. С.Н. Муравьева // ВДИ. 1974. № 4; 1975. № 1.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
1. Философ из Эфеса (ок. 554 - 483 до н. э.). Учил, что все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Гераклит был известен своими таинственными изречениями (поэтому получил прозвище Темный) и критикой религиозной практики греков - погребальных обрядов, идолопоклонства, веры в сны. Из сочинения "О природе" сохранились отдельные фрагменты.
2. Из Галикарнаса (совр. Бордум) - поэт, друг поэта Каллимаха, который написал на смерть Гераклита поэму "Соловьи".
Кто-то сказал мне о смерти твоей, Гераклит, и заставил
Тем меня слезы пролить. Вспомнилось мне, как с тобой
Часто в беседе мы солнца закат провожали. Теперь же
Прахом ты стал уж давно, галикарнасский мой друг!
Но еще живы твои соловьиные песни; жестокий,
Все уносящий Аид рук не наложит на них.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. философ. Род. и жил в Эфесе. По свид-ву Диогена Лаэртского, не был ничьим учеником (нек-рые утверждают, что он слушал Ксенофана и Гиппаса-пифаго-рейца). Гл. соч. Г. - «О природе» - дошло до нас в разл. фр-тах и интерпретациях. За неясное местами изложение его взглядов антич. традиция нарекла Г. Тёмным.
Началом сущего,первоэлементом Г. назвал огонь. Все вещи (обменный эквивалент огня) возникают из него путем разрежения и сгущения в силу противоположности. Вселенная конечна, и космос един. Он рожд. из огня и вновь сгорает дотла через опред. периоды времени. Происходит же это согласно судьбе. Та из противоположностей, к-рая ведет к возникновению,- война, та, что к сгоранию, - мир. В отличие от хаотического начала Анаксимена (воздух), начало Г. содержит в себе, кроме хаотичности, отношение к миру и направленность. Единственный из всех элементов, огонь не пребывает сам по себе, но живет жизнью другого, символизируя антагонист, природу космоса и его постоянное движение. Г. ввел новое понятие - Логос (Слово). Это говорящий сам с собою космос, принцип разумного единства мира, к-рый упорядочивает мир при помощи смешения противополож. начал и становится тем самым всеобщим, единым, через к-рое, по словам Г., можно познать всё. Судьба у Г. тождественна необходимости, ее сущностью явл. разумный Логос, к-рый пребывает в некоем особенном (конкретном) космосе. В отличие от подвижного, уничтожимого космоса, этот - «один и тот же для всех», его никто не создал, он всегда был, есть и будет; он также подвержен изменению, но не возникает и не уничтожается. Ничто не обладает истинным бытием, находясь в постоянном становлении, кроме организующего это становление Логоса, т. е. посредством ощущений познать мир нельзя, он 'умопостигаем лишь через Логос. Челов. разум и разумный Логос, по Г., имеют общую природу, но Логос существует в вечности и управляет космосом, моментом к-рого явл. человек. Челов. речь неадекватна текущему космосу, она вносит разлад в космическую речь («Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»). Все изменяется, и челов. понятия и имена перестают соответствовать божественным и не выражают сути вещей. Насколько можно судить, Г. был противником демократического устройства и предпочитал монархию или аристократию. Этика Г. подразумевала аскетизм. Целью жизни Г. считал облегчение страданий, к-рые неизбежно испытывает человек, проходя через мировую вражду и не будучи в состоянии проникнуться космич. разумом. Одн. живущий согласно природе и Логосу может, достигнув божеств, просветления ума, «нечаянно» приобщиться к Логосу и стать богом при жизни.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)