(ок. 160 - III в.)
др.-гр. ритор. Род. в Тарсе (М. Азия). Сохран. 3 соч., к-рые по традиции носят назв. «Риторика». Наиб, значит, трактат - «О типах речи», где рассматриваются классич. образцы речей и выделяются семь качеств стиля, к-рые в полн. мере представлены лишь у Демосфена. «Риторика» получила широкое распространение в школьной практике поздн. античности и византийской эпохи.
Р.3.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
патриарх, был не сладкогласив, не быстрораспрозрителен и зело слуховерствователен. (Цит. по Платонову тот же Алданов, этот Щедрин русской эмиграции, за отсутствием спроса ушедший в беллетристику, где те же мысли декорированы выдуманными персонажами, такими маленькими, что даже незаметно, что они картонные).
(Ермоген) (ок. 1530-1612)
священномученик (память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября), Патриарх Московский и всея Руси. Ему выпало возглавлять Русскую Православную Церковь в годы, известные в истории под названием Смутного времени, когда к власти, свергая друг друга, пробивались то самозванцы и преступники, вроде Лжедимитрия, то временные правители, вроде Бориса Годунова или Василия Шуйского. Иноземное вторжение (польско-литовское и шведское) осложнялось народными бунтами и неурожаями, что вконец разорило экономику страны В 1611 году наступили самые черные, мрачные для России дни: Смоленск был взят поляками, Новгород - лжесоюзниками шведами, в Пскове появился очередной самозванец. Пошел слух, что царем хотят поставить сына Марины Мнишек польской авантюристки. Тогда 80-летний Патриарх, заточенный в тесный погреб Чудова монастыря в Кремле, и охраняемый польскими стражниками, обратился из своего заточения к русским людям с последним призывом: "Писать в Казань к митрополиту Ефрему, чтобы писал в полки к боярам и казакам, чтобы крепко стояли за веру и не пускали сына Маринки на престол, - не благословляю! Писать в Вологду к властям и святителю Рязанскому тоже, чтобы в полки писали, и к боярам, чтобы уняли грабеж, блюли братство, клали живот за Дом Пречистой (Домом Пречистой Богородицы называли русские свою Родину), как обещали. Да и во все города пишите, чтобы писали во все города, в полки и боярам, чтобы сына Маринки не пускали на престол. Говорить везде моим именем... А вам всем благословение и разрешение в этом веке и в будущем за то, что стоите за веру непоколебимо, а я должен за вас Бога молить". Письмо это Патриарх послал с двумя верными людьми, которые, рискуя жизнью, тайно посещали его в заточении: это были боярский сын, то есть военный, Роман Пахомов и горожанин из Свияжска Родион Моисеев. Провожая верных посланцев, Патриарх благословил их со словами: "Если вы пострадаете за веру. Бог вас простит и отпустит вам грехи ваши в сей жизни и в будущей" Письмо это благополучно попало в Нижний Новгород и вызвало знаменитое народное движение Косьмы Минина и князя Пожарского, которое спасло Россию. Как только поляки и бояре-изменники узнали о том, что к Москве приближается народное ополчение, они приступили к Патриарху с требованием остановить русское войско. Но Патриарх сказал им: "Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники. Будьте прокляты". Патриарха лишили человеческого питания: бросали ему в темницу сноп овса и давали немного воды - умер он от голода. К концу октября 1612 года ополчение освободило Москву. Сразу же после смерти Патриарх Гермоген начал почитаться как московский святой. В 1652 году мощи его были обретены нетленными и благоухающими и перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они находятся и по сей день.
(Ермоген)
(в миру Ермолай) (около 1530—1612, Москва), патриарх Московский и Всея Руси. Из посадского духовенства, по другим данным, из донских казаков. Впервые упоминается в источниках как клирик казанского Спасо-Преображенского монастыря. С 1579 священник казанской церкви Святого Николая в Гостином ряду. В 1587 принял монашество в Московском Чудовом монастыре, вскоре игумен, затем архимандрит казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1592 участвовал в церемонии перенесения мощей Германа Казанского из Москвы в Свияжск. В феврале 1598 участвовал в Москве в избрании на царство Бориса Годунова и во всенародном молении у Новодевичьего монастыря. Вызванный в Москву Лжедмитрием I (1605) потребовал перехода Марины Мнишек в православие, за что подвергнут опале и сослан в Казань. После избрания на царство Василия Шуйского вызван в Москву на церковный собор, который низложил патриарха Игнатия. 3 июля 1606 возведён в сан патриарха в Московском Успенском соборе. Организовал перенесение мощей царевича Дмитрия Ивановича из Углича в Московский Архангельский собор. Объявил в Москве (14 октября 1606) шестидневный пост и молитвословия в честь «избавления Отечества» от войск И.И. Болотникова. Провёл в Успенском соборе (20 февраля 1607) всенародное церковное покаяние с целью прощения всех совершённых в годы Смуты клятвопреступлений. Летом 1608 выступил против Лжедмитрия II. Был противником свержения с престола Василия IV Шуйского. В 1610—12 по его инициативе построена церковь Святого Ермолая на Козьем болоте. Выдвигал непременным условием воцарения польского королевича Владислава принятие им православия. После захвата Москвы польскими войсками созвал москвичей в Успенский собор и запретил присягать королю Сигизмунду III. Арестован интервентами на Патриаршем дворе (16 января 1611). В феврале 1611 отказался остановить продвижение к Москве отрядов народного ополчения под предводительством П.П. Ляпунова. Во время московского восстания 19 марта 1611 заключён интервентами в темницу Чудова монастыря. Уморён голодом, возможно, убит. Похоронен в Чудовом монастыре, в 1652 перезахоронен в Успенском соборе Кремля. Канонизирован Русской православной церковью.
Сочинения: Творения святейшего Гермогена, патриарха Московского и Всея России, М., 1912.
Литература: Успенский Д., Страдальцы за землю русскую патриарх Гермоген и Троицкий архимандрит Дионисий, М., 1911; Кедров С., Жизнеописание святейшего Гермогена, патриарха Московского и Всея России, М., 1912; Борин В., Святейший патриарх Гермоген и место его заключения, М., 1913.
С.А. Потапова.
(Долганов Георгий Ефимович)
(25.04(07.05).1858 - 16.06.1918, близ с.Покровского Тюменского у. Тобольской губ.)
Церк. и полит. деятель, епископ Тобольский. Из семьи священника Херсонской епархии. Окончил три фак-та Новороссийского ун-та (1889) и Петербургскую духовную академию (1893), кандидат богословия. Инспектор, ректор Тифлисской семинарии, с 1901 - епископ Вольский, затем Саратовский. Один из организаторов черносотенного политического движения. Вместе с иеромонахом Илиодором (С.М.Труфановым) пытался в 1911 положить конец влиянию Г.Е.Распутина, с к-рым прежде был близок. Впал в немилость, лишен епархии, отправлен в монастырь. 8 марта 1917 назначен Тобольским епископом. Активно участвовал в Св. Поместном Соборе Русской православной церкви. Не принял Октябрьский переворот. Вернулся в Тобольск, поддерживал тайную связь и оказывал определенную помощь семье Николая II, находящейся там в заключении. Содействовал в сокрытии сокровищ семьи. Ожидая ареста, усилил в проповедях осуждение большевизма, звал к борьбе за веру, благословил царскую семью. 15 апр. 1918 арестован, отправлен в Тюмень, оттуда в Екат. Сидел в гор. тюрьме. Предпринимались определенные шаги с участием Екат. епископа Григория к облегчению его участи, но безуспешно. Г., державшемуся на допросах мужественно, было заявлено, что над ним в Тобольске состоится суд и он передается для доставки туда командиру отряда П.Д.Хохрякову. 16 июня в районе с.Покровского встретились с белыми и вступили в бой. В ходе него Г. с камнем на шее заживо был сброшен в Туру . Труп был найден в водах Туры, похоронен в ограде церкви Покровского, а 23 авг. переправлен в Тобольск и захоронен в пещере.
Лит.: Кузнецов Н.Д. Забытая сторона дела епископа Гермогена и вопроса о патриаршестве. СПб., 1912; Голостенев М.Е. Гермоген // Политические деятели России. 1917. Биографический словарь, 1993; Плотников И.Ф.Пребывание и трагический конец одного из виднейших церковных иерархов России епископа Гермогена на Урале // Вторые Татищевские чтения. Екатеринбург, 1999.
Плотников И.Ф.
(ок. 1530-1612), русский патриарх в 1606-12. С декабря 1610 рассылал по городам грамоты с призывом к всенародному восстанию против интервенции Речи Посполитой. Был заключен интервентами в Чудов монастырь, где умер от голода. Канонизирован Русской православной церковью.