герой, героя, муж. (греч. heros).
1. Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.
| Выделившийся своей храбростью на войне. Герой гражданской войны.
2. В теориях некоторых буржуазных социологов - выдающаяся личность как сила, направляющая исторический процесс (в противоп. массе). "Герои и толпа" (название сочинения Н.К.Михайловского).
3. Главное действующее лицо древних эпических поэм и мифов, одаренное сверхчеловеческими силами (ист. лит.). Ахилл был героем древних греков. Парсифаль - герой легенды о Граале.
4. Лицо, привлекающее к себе общее внимание в течение известного времени. Герой дня. Герой газетной хроники.
5. Главное действующее лицо литературного произведения. Герой *****
Герой не моего романа - о мужчине, который не нравится
трус
Герой не моего романа (разг.) - человек, к-рый не может меня увлечь.
, -я, м.
1. Храбрый человек, самоотверженно совершающий подвиг.
* Памятник героям. *
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
* И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой (А. Пушкин). *
3. Лицо, воплотившее в себе характерные черты эпохи, среды.
* Герой космической эры. *
4. Лицо, чем-н. отличившееся и привлёкшее к себе внимание.
* Герой дня. *
|| прил. героический, -ая, -ое.
* Героический поступок. *
♦ Город-герой. Почётное звание, присвоенное городам за подвиги населения во время Великой Отечественной войны.
ГЕРОЙ, я, м.
1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.
2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа.
3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.
4. кого-чего. Тот, кто привлёк к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня.
• Герой Советского Союза почётное звание, присваивавшееся за доблесть и героизм.
Герой Социалистического Труда почётное звание, присваивавшееся за заслуги в области народного хозяйства, политической деятельности и культуры.
Город-герой почётное звание города, население к-рого проявило героизм во время Великой Отечественной войны.
Крепость-герой почётное звание, присвоенное Брестской крепости.
| ж. героиня, и.
• Мать-героиня почётное звание, присваивавшееся женщине-матери, воспитавшей не менее 10 детей.
| прил. геройский, ая, ое (к 1 знач.).
(Heros). — Греки разумели под названием Г. богатырей древнейшего, доисторического времени: это — идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа, посредники между народом и его богами, благодетели греческого народа, основатели греческих городов и государств, учредители законного порядка, вследствие своего божественного происхождения и великих подвигов удостоенные богами после смерти отличной от прочих смертных участи, а людьми — поклонения. Г. нельзя рассматривать ни чисто исторически, как людей действительно существовавших, ни исключительно символически, как отвлеченные понятия, воплотившиеся в определенные образы: это — идеальные личности, освобожденные сказанием от случайностей окружающей обстановки и преображенные в пластически-цельные индивидуальности. Некоторые из Г. — просто создания воображения, без исторической подкладки, таковы, напр., все так называемые основатели городов, родоначальники фил и пр. Другие, очень может быть, действительные исторические личности, но идеализованные народной фантазией до полной неузнаваемости, как, напр., большая часть троянских Г.; третьи, вероятно, первоначально были богами, и уже сказанием перенесены, так сказать, с неба на землю, каковы, напр., некоторые Г. древнейшего, или так называемого мифического, периода. В ту пору, когда слагались поэмы Гомера, успели уже сойти со сцены могучие богатыри древнейшего периода. У Гомера Г. называется почти каждый выдающийся над общей массой своей физической силой, своим умом или другими достоинствами свободный муж; в особенности, так именуются князья и члены знатных семейств, производящие свой род от какого-либо бога; ни о каком поклонении им, как богам, нет и речи. Лишь некоторым из них, любимцам богов — напр. Менелаю и Радаманфию — выпадает на долю избежать смерти и прямо переселиться к блаженной жизни в Элизий. Гезиод первый называет поколение борцов под Фивами и под Трое и полубогами. У Пиндара Г., как существа сверхчеловеческие, занимают середину между богами и людьми и впервые становятся предметом религиозного поклонения. Местом их культа были первоначально преимущественно их могилы; но по мере того, как случаи апофеоза отдельных Г. делались все более и более заурядным явлением, им стали воздвигать храмы и алтари и в местностях, отдаленных от их могил. Большей частью, однако, поклонение Г. ограничивалось только известной местностью. Тайная благотворная деятельность Г., в качестве местных духов (δαίμονες έπχώιοι), помощь, оказываемая ими своим народам в критические для них минуты (напр. появление Тезея при Марафоне), окружили их личность необыкновенным ореолом. Культ Г. состоял в своеобразных жертвоприношениях, не похожих на жертвы, приносимые богам; это были жертвы в честь умерших, состоявшие в возлиянии на могилу Г. меда, вина, масла и молока, причем лицом обращались на западную страну тьмы и преисподней. В позднейшее время даже исторические личности, каковы, напр., Гармодий и Аристогитон, Бразид, были возводимы в сан Г. Еще позднее всякого умершего стали признавать за Г., и, вместе с тем, понятие "ήρος" начинает отождествляться с понятием "μακαρίτης" (блаженный). А так как все превосходившее в человеке средний уровень: сила, красота, добродетель, ум, общественное положение, служило доказательством особенного благоволения божества, то в конце концов и живые люди стали почитаться как Г. С тех пор, как Александр В. содействовал смешению греческих и восточн. представлений, культ Г. приобрел значение церемониала, подобающего всякому государю. Отсюда обычай ставить государю алтари еще при его жизни, привившийся особенно у Птолемеев и Селевкидов и перешедший затем в императорский Рим.
Ср. Oehlert, с Beitr äge zur Heroologie d. Griechen"; Wassner, "De heroum apud Graecos cultu".