см. Вулкан.
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
(греч. Hephaistos)
в греческой мифологии бог огня и кузнечного ремесла, сын Зевса и Геры. В отличие от олимпийских богов и богинь, проводивших свои дни в пиршествах, традиция изображает Г. в постоянном труде. Его чествовали и как бога подземного огня - действующих вулканов. В Риме Г. отождествлялся с Вулканом.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Бог огня и кузнечного дела, сын Зевса и Геры, по преданию, сброшенный с неба во время одной из ссор супругов и охромевший при падении на вулканический остров Лемнос:
... с утра
До полудня он падал, от полудня до росного вечера,
Летнего дня и с заходом солнца
Упал с зенита, как падающая звезда
На Лемнос, эгейский остров.
Мильтон. "Потерянный Рай" (1. 742-6)
Также, по преданию, у него была кузница под горой Этна. Дионис уговорил его вернуться на Олимп, чтобы прислуживать богам, - тема, которая часто иллюстрировалась на ранних греческих вазах. В "Илиаде" Гефест делает восхитительные вещи, такие, как скипетр Агамемнона и доспехи Ахиллеса, но является также комической фигурой, снующей среди богов. В "Одиссее" певец при дворе Алкиноя рассказывает историю брака Гефеста и Афродиты: как Гефест поймал Афродиту в сеть, когда та занималась любовью с Аресом. Гесиод делает Гефеста создателем Пандоры, первой женщины, или человечества в целом (ср. Прометей). Поздние писатели, включая Вергилия, говорят, что ему помогали в кузнице циклопы (см. Вулкан). Этой традиции следуют несколько широко известных постренессансных полотен, изображающих кузницу Вулкана, включая работы Тинторетто и Веласкеса. Дорический храм середины 5 в. над афинской горой, который обычно называют Тезеумом, это на самом деле Гефестеум, или храм Гефеста.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Гефе́ст - сын Зевса и Геры, хромоногий бог огня и кузнечного ремесла.
Источники:
● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.
Бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г.выступает или как фетиш пламени, или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он — сын Зевса и Геры, но он же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу. Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г.защищал перед ним Геру. Г.хром на обе ноги и безобразен. Но вместе с тем, он берет в жены прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту. На Олимпе Г.развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром. Г.вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы: молока, вина, масла и воды. Г. он почитался среди главных божеств жителями Аттики — «сыновьями Г.».
Классический образ Г. — кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит. Медные быки царя Ээта, опочивальня Геры, венец Пандоры тоже сделаны Г.Он приковывает Прометея, но явно против своей воли, по приказанию Зевса. Г.преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем и Дедалом. После низвержения Г.с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самос Г.связан через мать Геру Самосскую, так как именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На материк культ Г.был занесен с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом он стал одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.
в греческой мифологии бог огня и кузнечного ремесла, покровитель купцов и ремесленников. Изображался широкоплечим и хромым. Как мастер кузнечного ремесла, он изготавливал оружие и украшения для богов.
в греческой мифологии сын Зевса и Геры бог огня и кузнечного дела, покровитель художников, муж Афродиты
в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла. Сын Зевса и Геры. Изображался широкоплечим и хромым. Ему соответствует римский Вулкан.
(Hephaistos) — в греческой мифологии — бог огня и металлических изделий, сын Зевса и Геры, а по некоторым мифам — сын одной Геры (поэтому называется Apator, т. е. не имеющий отца). Родившись некрасивым и хромым, Г. был сброшен Герой с Олимпа в море, но подхвачен Фетидой и Эвриномой и ими воспитан. По позднейшим сказаниям, Г. сброшен с Олимпа Зевсом, за помощь матери во время спора ее с Зевсом, и оттого стал хромать. Он упал на остров Лемнос, где его ласково приняли. Искусный кузнец, он на Олимпе выстроил себе и другим богам медные чертоги; сделал себе из золота двух умевших говорить и двигаться рабынь; скипетр и эгида Зевса, доспехи Ахиллеса, собаки Алкиноя, колесница Гелиоса, ящик Пандоры и др. — все это его работы. Он приготовил также ту сеть, которой окутал свою неверную супругу Афродиту в объятиях Арея. Женой его является то Афродита (в Одиссее), то Харита (в Илиаде), то Аглая (у Гезиода). Его мастерские находились на Олимпе, а по другим преданиям в Этне и кратерах других вулканов, на Лемносе, Липарских о-вах и др., где он работал с помощью циклопов. Его культ в Афинах очень древний и связан с культом Афины, богини искусств. Г. изображался в виде мускулистого мужчины, работающего с молотом и щипцами на наковальне. На вазах встречаются сцены, как Дионис ведет на Олимп опьяневшего Г., или как Гефест раскалывает Зевсу череп, и т. д. В честь его в Афинах учреждены были празднества — гефестии (см. Вулкан).