гимнастика, гимнастики, мн. нет, жен. (греч. gymnastike). Упражнения для развития мускулатуры и ловкости. Занимаюсь гимнастикой по утрам.
| Система таких упражнений. Шведская гимнастик. Гимнастик Мюллера.
(греч. gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую), система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Различают основные гимнастики (включая гигиеническую и атлетическую), прикладные виды гимнастики (в т. ч. производственную), спортивную, художественную гимнастику, спортивную акробатику.
ГИМНАСТИКА, и, ж. Совокупность специально подобранных физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития организма. Спортивная г. Художественная г. Производственная г.
| прил. гимнастический, ая, ое.
— приемы и способы систематических движений тела или отдельных его частей с целью укрепления или развития ловкости всего организма или особенного развития некот. мышечных групп. В Греции, родоначальнице истинной Г., приступавшие к телесным упражнениям раздевались до нага. Человек уже в самой глубокой древности стремился путем различных физических упражнений развивать свои мышцы и силу. Гимнастические занятия с указанной целью имели место еще у египтян, за 2000 л. до Р. Х., у персов, высоко ценивших силу и ловкость при метании стрел и в борьбе, красивую верховую езду и быстроту собственного бега. Но особенно процветала и получила правильную организацию Г. у греков. Народ с высоким эстетическим развитием, увлекавшийся гармонией форм и пластическими искусствами, естественно должен был стремиться к тому, чтобы и человеческое тело и его движения обладали пластической красотой. "Одним из главных моментов в жизненном идеале каждого гражданина Греции было здоровое, сильное, правильно сложенное, красивое тело, с бодрым живым духом" (Лесгафт). Платон называл хромым человека, тело и душа которого были не в одинаковой мере развиты.
Выдающиеся греческие философы и ученые, сохранившие до глубокой старости свежесть ума, как Софокл, Сократ, Ликон, — по свидетельству историков, всегда настойчиво занимались Г., а Пифагор и Платон выступали даже на олимпийских играх. Результатом такого отношения к Г. было то, что греки отличались от всех других народов красотой форм, свободным видом, стройными движениями, физической силой. Г. занимались с ранней юности в особых заведениях "гимназиях". Прилагаемый план гимназии, составленный по Витрувию, заимствованный у проф. Лесгафта ("Руков. по физич. образованию детей школьного возраста", ч. I, СПб. 1888 г., стр. 9), указывает, насколько учение в Греции было связано с Г. и исполнением разных гигиенических мер. Четырехугольное здание, с двором (А) в середине, с трех сторон было занято помещениями (G) для бесед философов и риторов, отделенными от двора колоннами. Одна же сторона была разбита на несколько отдельных, более мелких помещений для сбора юношей, обмываний, игр и т. д. На середине этого последнего корпуса (Н) помещался большой зад (Ephoebium), продолговатый, с местами для сидений, назначенный для сбора юношей; рядом с ним располагались в одну сторону к входу: corryceum (1) — помещение для некоторых игр греков, в мяч, и здесь же висел на длинной веревке мешок с песком; connisterium (2) для песка, которым, приготовляясь к борьбе, обсыпали тело и растирали руки, чтобы они не скользили; frigida lavatio (3) для обмывания холодной водой; и в другую сторону от Ephoebium: elaeothesium (4) для растирания маслом; frigidarium (5) для охлаждения после купанья; ход (6) для истопника бань; соncamerata sudatio (7) для потения в водяном пару; laconicum (8) для потения в сухом воздухе и calida lavatio (9) для обмывания теплою водою. Позади здания находился двор, также четырехугольный, усаженный деревьями и кустами (В); в одной стороне его были назначены места для борьбы, кулачного боя и вообще гимнастических упражнений (D) и для бега (С), а в другой стороне двора находилась крытая галерея (Е), также для различных упражнений; кнутри от боковых помещений находились некрытые галереи (F), также для занятий Г. Заведовал гимназиями — "гимназиарх", должность очень почетная, помощниками его были: ксистарх и гимнаст (см. ст. Гимназия).
Так как греки стремились достигнуть Г. гармонического развития сил физических и душевных, так сказать, идеального состояния организма, а не заботились о приобретении наивозможно большей мускульной силы или ловкости и проворства в одном каком-либо направлении, то поэтому и гимнастические упражнения их были чрезвычайно разнообразны и делились на четыре главные вида: Г. диететическая, эстетическая, этическая и военная. В различных местностях Греции какая-либо из этих форм преобладала; в Спарте, напр., военная, в Афинах этическая. В гимназиях, при занятиях с юношами, физические упражнения и Г. разделялись на: I) Палестрику — борьба, бег, прыжки, метание диска и короткого копья (пятиборье); военные упражнения — праща, метание длинного копья и стрел; верховая езда и плавание; сферистика, или упражнения мечом. II) Орхестрику — разные виды танцев. III) Игры и развлечения.
У римлян Г. потеряла характер педагогический и диетический и приняла одностороннее направление, развитие исключительно мышечной силы и физических свойств, необходимых для воина. Гимнастика почти исчезла из курса общего образования юношей и ею занимались только лица, посвящавшие себя военной службе. В Риме же получила наибольшее развитие и специальная Г., направленная к достижению необыкновенной физической силы мышц, даже отдельных их групп, в ущерб другим органам, и возникло ремесло атлетов и гладиаторов. В эпоху Средних веков, во времена рыцарства, телесные упражнения юношей также имели военный характер и состояли в бегах, прыжках, верховой езде, плавании, метании стрел и камней, в борьбе и особенно фехтовании; но с 14-летнего возраста юноша обыкновенно переставал уже заниматься Г. и делался оруженосцем и специально посвящал себя изучению военного дела и охоты. С падением рыцарства Г. была почти совершенно забыта до конца XVIII стол., когда вновь обратили на нее внимание, как на необходимейший элемент воспитания детей. Ж. Ж. Руссо первый из новейших философов и писателей напомнил, что немощное тело ослабляет душу и господствует над ней, и потребовал физического развития детей и юношей. Такие мысли, настойчиво проводимые в литературе самим Руссо и его последователями, и известнейший афоризм Локка: mens sana in corpore sano — положили начало возрождению Г. в Германии и Франции. В Германии возникли особые школы, гимнастические занятия поставлены почти на первое место. Первая такая школа была открыта в 1774 году в Дессау и первым заведующим ею был И. Б. Базедов (см. соотв. статью). Г. быстро стала приобретать научные основы и рядом капитальных сочинений выведена была из области эмпирического искусства в специальную область знаний. Таковы сочинения Базедова, Фита, Гутс-Мутса, Яна и Эйзелена. Большинство упражнений заимствовано из Греции, введены также упражнения на специальных аппаратах (козлы, кобылка, параллельные брусья и т. д.), придавшие немецкой гимнастике особый характер, отличающий ее и до настоящего времени. Сложные движения и почти акробатические упражнения, господствующие в нем. Г., подрывают ее рациональное значение. Гутс-Мутс придал также нем. Г. и особый "национальный" характер; по его учению, гимнастические занятия и игры, особенно общественные, сильно влияют на национальный дух, внушают народу патриотизм, а потому телесные упражнения при воспитании детей должны быть: 1) собственно гимнастические упражнения, 2) рукоделия и 3) совместные игры детей. Гимнастические упражнения по его системе: прыжки, ходьба и бег; метание камней и жел. шаров (от 1 до 3 фн.) или перемещение тяжести (20—40 фн.), метание диска, копья; борьба ("легкий бой" — сдвинуть противника; "полубой" — поднять противника, "полный бой" — бросить его на землю — и "сложный бой" — соединение всех предыдущих форм); лазанье — по шесту и канату; уравновешивание на узкой опоре, хождение на ходулях, по движущемуся бревну, балансирование, упражнение на доске и качелях; упражнение в поднимании тяжестей; маршировка, плавание. Людвиг Ян открыл в 1810 г. в Берлине свой гимнастический инст. и изданием руководства утвердил распространение "немецкой" Г. и сделал ее на некоторое время господствующей, а Адольф Шписс, назначенный в 1848 г. руководителем Г. в школах Гессенского герцогства, дал полную программу занятий Г. в школах и еще более упрочил особый "немецкий" ее характер, обратив главное внимание на аппараты, трапеции, лестницы и т. д. Во Франции гимнастика до второй половины настоящего века следовала образцам германским, и только в последнее время становится на физиологические основы, но там она распространена все-таки сравнительно слабо. Также и в Англии специально гимнастические упражнения находятся в пренебрежении, физического же развития достигают играми, беганием, греблею, верховою ездою и т. д.; гимнастические движения англичанами применяются преимущественно с целями лечебными. "Врачебная Г." в Англии возникла очень рано, еще в 1740 г. Фюллер написал имевшую успех книгу о лечении Г. многих болезней, даже чахотки; а в середине этого столетия в Англии уже существовало несколько заведений — специально для механотерапии.
В Швеции Г. достигла наивысшего развития, благодаря тому, что правительство признало за ней государственную важность и всеми мерами ей способствовало. В Швеции прочно укоренилась система Г. Линга. Последний, хотя и не врач, пристрастившись к фехтованию и Г. и познакомившись с учением Гутс-Мутса, вынес убеждение, что в основе всех гимнастических упражнений должны лежать прочные данные из анатомии и физиологии и, изучив последние, построил свою систему положений и движений; кроме того, ему пришла мысль применить при занятиях Г. сопротивительные движения со стороны другого лица (гимнаста) или особо устроенных аппаратов. В 1813 г. Лингу удалось добиться открытия в Стокгольме Центрального гимнастического инст., который и явился рассадником образованных гимнастов; последние в наше время практикуют по всем государствам Европы и даже в Америке. Преемником Линга, в качестве директора института и участником в создании "шведской гимнастики", был Брантинг, остававшийся директором Инст. до 1866 г. Теперь, как описывает Берглинд в 1890 г., Инст. делится на два отделения: мужское и женское. Мужское состоит из 3 отделов: 1) педагогический, для приготовления преподавателей Г.; 2) военный и 3) медицинский — для приготовления лиц, могущих заниматься врачебной Г. В женском — два отдела: педагогический и мед. Курс обучения — 2 г.; во врачебном отделе — 3 г. Кроме Г. — теории и практики — преподаются общие мед. науки. При Инст. платная и бесплатная амбулатория для лечения Г. и массажем. В Швеции Г. введена теперь, как обязательный предмет, во все учебные заведения средние и низшие; шведская система Г. делится на отделы: педагогическая (субъективно-активная), военная (субъективно-пассивная), врачебная (объективно-активная) и эстетическая (объективно-пассивная). Каждая имеет свои специальные движения, которые в общем, по характеру, делятся на активные, таковы, напр., изменения положения тела при ходьбе, прыгании, поворачивании туловища и т. д.; активно-пассивные, или двойственные, — когда сокращению мышц оказывается сопротивление со стороны гимнаста и пассивным — когда движения различных частей тела производятся посторонней силой без всякого участия мышечной сист. данного лица. К пассивной Г. относятся также разные манипуляции трения, поколачивания, разминания. Упражнения в шведской гимнастике разделяются также на упражнения без снарядов, или приготовительные, и — на снарядах, или главные. Упражнения на снарядах: 1) уравновешивание тела на: шаре, бревне, доске и т. д.: 2) прыганье через ров, с шестом или без него, через веревки, перекладину, дерев. лошадь и пр.; 3) лазание на разного рода снарядах и лестницах и гимнаст. игры. Упражнения приготовительные бывают трех родов: 1) движения свободные — без всякой помощи или подпоры, 2) при помощи или при сопротивлении одного лица (простое сопротивление) и 3) нескольких лиц (сложное сопротивление.).
Свободные движения производятся или на месте, или с переменой места; к первым относятся движения головы и конечностей, сгибания, разгибания, круговые, повороты, поднимания на пальцах ног, движения туловища; элементарные движения могут комбинироваться и, наконец, более сложные движения при фехтовании, приседания, прыжки на месте и т. д.; ко вторым — с переменой места, относятся: хождение, бег, образование рядов, маршировка, прыжки, военные упражнения, плаванье. Движениям при противодействии Линг придавал большое значение, так как ими сила мышц значительно увеличивается, но противодействие со стороны гимнаста, его рук, не могло быть всегда равномерным и должной силы; это было самым слабым пунктом шведской гимнастики. Д-ру Густаву Цандеру, бывшему ученику А. Key и Retzius'a, пришло на мысль заменить противодействующих или дающих опору гимнастов — аппаратами, имеющими точную силу и строго определенное направление. Устроенные им приборы, системы рычагов, несмотря на значительную дороговизну, получили довольно большое распространение и в настоящее время врачебно-механические институты, по системе Цандера, открыты уже в большом числе городов, также и в Петербурге. Особенное преимущество этой системы в том, что аппараты не только дают точное измерение силы, но позволяют и очень точную дозировку сопротивления, соответственно силе данной мышечной группы. Наиболее применимы аппараты Цандера при гимнастике с врачебной целью; их можно разделить на две группы: приводимые в движение самим пациентом и особым двигателем: паров. машины, электр., газомотор. Затем, одни из них служат для регулирования активных движений, другие — для пассивных и третьи для механического действия и массажа (сотрясения, разминание, рубка, катание и пр.). Существуют для домашней гимнастики уже разнообразные видоизменения приборов Цандера (Никандер), гимнастический шкаф Шрейбера, аппарат Ухова и др. Но и шведская гимнастика не может быть названа учением, ибо не имеет строго научного основания; научной гимнастики в настоящее время еще нет. Попытку построить такую систему делает профессор Лесгафт, полагая в основу своей системы подробное изучение анатомии и физиологии органов движения, и переход от простых упражнений к сложным. Упражнения делятся на простые и сложные. Простые: 1) движения элементарные (движения головы, туловища, в отдельных суставах верхней конечности и т. д.). 2) Движения сложные (однородные движения, последов. производимые в различных суставах, или все движения одного сустава, или однородные и разнородные движения различных суставов одной или разн. сторон одновременно). 3) Упражнения с передвижением с места (ходьба, бег). 4) Упражнения в метании — сложные; они пока не обнародованы. Задача Г. заключается в том, чтобы научить с наименьшим трудом, в наименьший промежуток времени производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично.
В новейшее время гимнастика начала применяться с лечебными целями в довольно обширных размерах и заняла видное место в терапии. Показания к ее назначению основываются на физиологическом действии гимнастики; она, по данным физиологии и патологии, оказывает большое укрепляющее влияние на организм: а) способствуя питанию мышц и содействуя удалению из них продуктов обмена, которые задерживаются в них тем более, чем менее они действуют; b) вызывая прилив крови к мышцам, а следовательно, уменьшение количества крови в других частях; с) улучшая питание сердца путем упражнения; d) способствуя акту дыхания; е) содействуя процессам окисления, особенно сгоранию жира, напр. в случаях крайней возбудимости нервных центров; g) ускоряя кровообращение и отдачу тепла, а следовательно и его образование, т. е. усиливая вообще обмен вещества в теле; h) усиливая отдачу влаги и введение ее в тело, т. е. ускоряя весь обмен веществ. Манипуляции пассивной гимнастики тоже могут действовать тонически, напр. опорожняя сосуды в податливых частях, а следовательно, ускоряя кровообращение, раздражая механически чувствительные нервы и т. д. (профессор Эйхвальд, "Общая терапия", 1892 г.). На основании такого влияния на организм врачебная гимнастика предписывается при самых разнообразных страданиях, наружных и внутренних. Даже болезни сердца, при которых неправильные, сильные движения безусловно вредны, с огромным успехом пользуются рациональной гимнастикой на аппаратах Цандера и так называемых Terrain coureur, то есть подъемами по дорожкам с определенным уклоном и паузами (проф. Эртель); новейшие работы, из клиники проф. Чудновского, относительно влияния легочной гимнастики, глубоких вдыханий и выдыханий, также указали на огромное значение последних при пользовании легочных болезней, при неврозах, пляске св. Витта и т. д., при женских болезнях (способ Т. Брандта). Главное, однако, показание гимнастики — при страданиях конечностей, позвоночника, искривлениях и при нарушении питания организма. В России, в интеллигентном слое населения, страдающем неправильным питанием, вследствие сидячего образа жизни, при чрезмерной умственной работе и полном отсутствии физической, значение гимнастики особенно велико. Для иллюстрации прилагаем один так наз. врачебно-гимнастический рецепт и описание хода одного урока гимнастики в Швеции.
I. Движения при недостаточности двустворчатого клапана: 1) сгибание и разгибание ступней: 2) пассивное сгибание и разгибание кистей рук; 3) пассивное лучевое и локтевое наклонение кисти рук; 4) верчение стоп (пассивное); 5) переменное поворачивание руки; 6) сгибание и разгибание колена; 7) сотрясение спины; 8) пассивное верчение таза; 9) сгибание и разгибание кистей; 10) расширение груди. Движения делаются постепенно переходя к более трудным.
II. Урок гимнастики. Свободные движения делаются всеми вместе, другие по группам.
А. 1) Сгибание, разгибание, приведение и отведение рук; 2) сгибание и разгибание локтя; 3) и 4) такие же движения нижн. конечностями.
В. По группам: 1) лазание по сложной лестнице; 2) лазание по вертик. шесту; 3) лазание по канату; 4) лазание по двойной лестнице; все вместе.
С. 1) Сгибание и разгибание туловища, отведение и приведение, кружение; 2) упражнения в ходьбе простым, переменным и беглым шагом; 3) движения разносторонними верхн. и нижн. конечностями; 4) лежа ничком (на ковре), разгибание туловища.
D. Упражнения на поперечной перекладине.
В России только недавно пришли к сознанию важности гимнастики и она уже ныне введена, как обязательное занятие, в гимназиях мин. народн. просв. В больших городах также существуют гимнастические частные заведения, исключительно для потребности немногочисленного более образованного класса и в большинстве случаев с лечебной целью. Еще в 1835 г. правительство сделало было попытку ввести правильные занятия Г. и вызвало для этой цели из Швеции проф. Паули, который и устроил в Петербурге первую гимнастическую школу; но эта попытка не встретила дальнейшей поддержки и "гимнастика" была забыта. Для приготовления в армию монитеров, помощников учителей гимнастики, Паули брал воспитанников петербургского батальона и обучал их преимущественно практически. После него казенная школа перешла к де Рону, открывшему в 1846 году в Петербурге первое врачебно-гимн. заведение, в котором приготовлял из офицеров учителей гимнастики для военно-учебных заведений. С 1863 года, с преобразованием кадетских корпусов, приготовление учителей гимнастики и монитеров совсем прекратилось. Преемником де Рона, покинувшего Россию в 1858 году, был д-р Берглинд, из Стокгольма, приехавший в Россию в 1848 году; имея звание придворного гимнаста и практикуя в столице сорок лет, он делал многократные попытки привлечь внимание общества к гимнастике, — издавал популярные брошюры, входил с разными представлениями, — но все безуспешно (им напечатаны, между прочим: "О значении гимнастики в воспитании и медицине", СПб., 1869 г.; "Очерк истории гимнастики", СПб., 187 2 г., "Лечение разминанием" СПб., 1873; "О применении врач. гимн. к разл. болезням" СПб., 1876; "О ручном и машинном способе пользования" СПб., 1878; "Об искривлениях позвоночника и их лечении" СПб., 1878 г.; "Uber die Bedeutung der Gymnastik" (1869); "Ube r die Rückgratsverkrü mmungen" СПб., 1878; "Механотерапия" СПб., 1890 г.). Довольно большое распространение в 80-х годах имели в России "Руководства педагогической и гигиенической гимнастики" Ухова, бывшего преподавателем в очень многих учебн. заведениях и придерживавшегося шведской системы. В Москве первым стал заниматься гимнастикой (также шведской) Мандолини; в 70-х годах и там были временно открыты курсы для приготовления преподавателей гимнастики, но просуществовали очень недолго. Бесспорно самую большую услугу гимнастике педагогической оказал в России, в последнее десятилетие, проф. И. Ф. Лесгафт, подвергнувший существующие гимнастические системы критическому изучению и обративший на нее внимание врачей и педагогов; под его влиянием многие русские врачи уже посвятили себя делу гимнастики и ставят ее основы на научную почву.
А. Липский.