22 ноября 2024
450 тысяч слов
+22 за сегодня

Значения слова глухота

все
Словарь Ушакова
Педагогический терминологический словарь
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
Словарь Ефремовой

Словарь Ушакова

глухота

глухота, глухоты, мн. нет, жен. Отсутствие или недостаток чувства слуха. Страдать глухотой.

| перен. Неотзывчивость, нечуткость (книж.). Душевная глухота.

Педагогический терминологический словарь

глухота

   наиболее резкая степень поражения слуха, при которой невозможно разборчивое восприятие речи. Полная Г. встречается редко, в большинстве случаев сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки (гудки, звонки и т.п.), отдельные звуки речи, а также некоторые хорошо знакомые слова, произносимые у ушной раковины. В соответствии с аудиолого-педагогической классификацией Л.В. Неймана по объёму воспринимаемых частот выделяются четыре группы Г.: 1-я - воспринимаются лишь самые низкие тоны аудиометра - 128 и 256 Гц; 2-я - 128-512 Гц; 3-я - 128-1024 Гц; 4-я - 128-2048 Гц и выше.

   Г. может быть врождённой или приобретённой, которая встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю Г. (поражение слуха возникает в доречевой период или в самом начале формирования речи) и позднюю Г. (появляется после того, как речь сформировалась).

   Г., врождённая или приобретённая, лишает ребёнка возможности овладеть речью без специального обучения, а если речь уже начала формироваться, то ранняя Г. приводит к её распаду.

   Степень сохранности речи при поздней Г. зависит от времени её наступления и от условий развития ребёнка, в частности от специальной работы, направленной на сохранение и развитие речи, на формирование нового способа восприятия речи в обход утраченного слуха, - на основе широкого использования зрения.

   Восстановление слуха при Г. невозможно, речь может идти лишь о профилактике, поддерживающей терапии, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

   В Рос. Федерации с середины 80-х гг. применяется один из прогрессивных методов помощи лицам с Г. - кохлеарная имплантация (от лат. cochlea - улитка) - операция по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва. Метод основан на том, что глубокое стойкое сенсоневральное поражение слуха обычно обусловлено повреждением сенсорных элементов внутреннего уха, т.е. волосковых клеток, а волокна слухового нерва в большинстве случаев сохранены и способны при непосредственной стимуляции электрическим током посылать в мозг сигналы, которые обеспечивают возникновение слуховых ощущений. Кохлеарная имплантация наиболее эффективна для пациентов с Г., наступившей в период полного владения речью.

   Среди детей, страдающих Г., выделяются глухие и оглохшие дети.

   Глухие дети страдают врождённой Г., или Г., приобретённой в раннем детстве. Без специального обучения такие дети становятся глухонемыми. Г. оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие ребёнка. Невозможность воспринимать звуковые сигналы внешнего мира и овладевать речью затрудняет их ориентировку в окружающей обстановке и обедняет внутренний мир ребёнка. Глухие дети могут отличаться некоторыми внешними особенностями поведения: шаркающая походка, необычные шумы и голосовые реакции при физическом усилии, дыхании, приёме пищи, при различных эмоциях и т.п. Чем раньше начинается коррекционное обучение ребёнка, тем меньше не только психическое, но и речевое развитие отклоняется от нормы.

   При целенаправленной коррекционной работе с первых месяцев жизни часть глухих детей уже в дошкольном возрасте имеют уровень не только психофизического, но и речевого развития, близкий к возрастной норме. Это позволяет детям, владеющим развёрнутой фразовой речью, хорошо понимающим обращённую к ним устную речь и внятно (понятно для окружающих) говорящим, обучаться в массовых детских садах и школах (при помощи учителей-дефектологов и при индивидуальном подходе к таким детям).

   Однако развитие словесной речи большинства глухих даже в условиях специального обучения с 2-3 лет резко отстаёт от нормы, поэтому эти дети нуждаются в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или группах (классах) при массовых детских садах и школах. Глухие школьники могут также воспитываться дома и получать коррекционную помощь учителя-дефектолога.

   Оглохшие (позднооглохшие дети) - дети, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности речи зависит от времени наступления Г. и условий развития. Дети, оглохшие в возрасте от 3 до 5 лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искажённо. При более позднем возникновении Г. дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при сравнительно более ранней потере слуха.

   Обучение позднооглохшего ребёнка тем сложнее, чем больше у него нарушена речь. Основная трудность связана с ограниченной возможностью восприятия ребёнком речи. Поэтому первоочередной задачей коррекционного обучения, помимо сохранения речи ребёнка, является формирование и развитие нового, в обход утраченного слуха, восприятия речи на зрительной и зрительно-слуховой основе. Важную роль играет возможно более раннее обучение ребёнка грамоте.

   Позднооглохшие дети, сохранившие речь в результате специальной коррекционной работы и овладевшие умением воспринимать её на зрительной основе, могут посещать массовый детский сад и обучаться в массовой школе. Помощь этим детям оказывают в сурдологических кабинетах системы здравоохранения и группах кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

   При значительной потере речи позднооглохшие дети нуждаются в обучении в школе для слабослышащих и позднооглохших; обучение их в школе для глухих недопустимо. О системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих и оглохших детей см. в статье Слух.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 53-54)

   Ч432

Энциклопедический словарь

глухота

полное отсутствие слуха или такое его понижение, при котором невозможно разборчивое восприятие речи. Может быть врожденной или приобретенной вследствие заболевания внутреннего уха и слухового нерва, как осложнение воспаления среднего уха или некоторых инфекционных болезней - менингита, гриппа и др.; иногда - в результате контузии или продолжительного действия сильного шума и вибраций.

Словарь Ожегова

глухота

ГЛУХОТА, ы, ж. Отсутствие или недостаток слуха. Старческая г.

Словарь Ефремовой

глухота
  1. ж.
    1. Полное или частичное отсутствие слуха.
    2. перен. Отсутствие чуткости, отзывчивости; невнимание, равнодушие.
    3. местн. Глушь, глухомань.
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом глухота

  • В возрасте восьми лет, когда стало окончательно ясно, что его глухота неизлечима и что без особых методик обучения его речь деградирует, Дэвида отправили в специальную школу в Англии, где работали бескомпромиссно преданные делу люди, неправильно понимавшие суть проблемы и причинявшие поэтому непоправимый вред детям с врожденной глухотой.
  • Это проблема, связанная с нарушениями более высокого порядка, – «мелодическая глухота» или «амелодия» – аналогична утрате способности понимать структуру предложения или его смысл, несмотря на то что абсолютно не страдает восприятие отдельных слов.
  • В клиническую картину этого опасного заболевания укладывается и тяжелая глухота художника, развившаяся вследствие поражения нервной системы.
  • При этом внезапно наступает глухота одного уха, появляется тошнота, головокружение, нистагм в сторону здорового уха.

Цитаты со словом глухота

  • Бывают женщины, как, впрочем, и мужчины, – с душевным изъяном, которые не умеют любить ничего, кроме собственных мимолетных капризов, – это такой же недостаток, как глухота, слепота или паралич, только менее очевидный.
    Болеслав Прус, "Кукла"
  • Бывают женщины, как, впрочем, и мужчины, – с душевным изъяном, которые не умеют любить ничего, кроме собственных мимолетных капризов, – это такой же недостаток, как глухота, слепота или паралич, только менее очевидный.
    Болеслав Прус, "Кукла"