гнев, гнева, мн. нет, муж. Чувство сильного негодования, возмущения, раздражения. Не помнить себя в гневе. «Князь Курбский от царского гнева бежал.» А.К.Толстой.
Сменить (или положить) гнев на милость - перестать сердиться
эмоциональное состояние, связанное с мучительным переживанием человеком ущемления своих насущных интересов. Г. трактуется как один из ключевых пороков, противостоящих моральному предписанию стремиться к миру, согласию и взаимной братской любви. В отличие от негодования, Г. предполагает применение насильственных мер для восстановления справедливости и осуществления мести по отношению к обидчикам. Например, для Аристотеля пороком является не сама эмоция Г., а такое свойство характера, как "гневливость". Того, кто не способен испытывать Г., Аристотель приравнивает к глупцу, а того, в ком Г. избыточен, относит к людям, не умеющим прощать. Злокачественные формы Г.: "желчность" и "злобность".
Умение сдерживать Г. признаётся в Евангелии одним из осн. достоинств праведника, поскольку "Гнев человека не творит правды Божией". В традиции восточного христианского аскетизма Г. является третьим из восьми греховных страстей или помыслов. Эмоция Г. всецело, хотя и кратковременно, вытесняет любовь к ближнему и к Богу, её заповедавшему (см. Заповедь любви). В новоевропейской философии 17 в. преобладала трактовка Г. не как порока или греха, а как аффекта, свойственного природе человека. В современной психологии эмоция Г. рассматривается как нормальная психическая реакция. Этические аспекты принимаются во внимание лишь в ситуациях, когда Г. оказывается связан со злокачественными формами агрессивности.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 54)
(Пс 89:11) — сильное, возбужденное состояние духа против ближнего, которое греховно, или безгрешно смотря по побуждению и по своей цели и степени. Гнев благочестивых людей означает их крайнее отвращение и негодование против греха. В этом смысле праведники могут гневаться и не согрешать. Сам Господь всегда прогневляется деяниями нечестивых. Греховное чувство гнева против ближнего порицается в Свящ. Писании. «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:13); «да не, зайдет солнце в гневе вашем», — говорит ап. Павел, т. е. не питайте в себе этого чувства долгое время, иначе оно может обратиться в злобу и отмщение.
страсть, направленная чаще всего против ближнего, омрачающая и опустошающая душу, и приводящая ее в смятение. Тяжелый и очень распространенный грех, приводящий подчас к непоправимым бедам и страшным преступлениям. Православная нравственность допускает только один вид гнева - против собственных грехов.
сильное возбуждение, направленное против ближнего, являющееся грехом или не являющееся таковым в зависимости от цели и степени. Гнев благочестивого человека и его отвращение ко греху грехом не является. Праведники могут гневаться и при этом не грешить. Сам Господь наш Иисус Христос гневается на нечестивых. Греховное же чувство гнева в Священном Писании порицается. Апостол Павел говорил: «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас» (Послание к Ефесянам, 4, 13). То есть гнев нельзя испытывать слишком долго, иначе он превратится в отмщение и злобу.
Гнев
♦ Colère
Преходящее состояние сильного возмущения. Гнев – не столько страсть, сколько эмоция; он охватывает нас внезапно, но так же быстро улетучивается. Чтобы успешнее бороться с гневом, разумно на какое-то время поддаться ему. Время работает на нас и против гнева.
Чаще всего гнев возникает как реакция на несправедливую обиду или обиду, представляющуюся нам несправедливой. Поэтому приступ гнева может быть вполне оправданным, если он помогает бороться с несправедливостью. К сожалению, по большей части гнев служит отдушиной травмированному нарциссизму и вызывает не желание справедливости, а жажду мести.
В любом случае гнев, даже оправданный и необходимый, никогда не бывает обдуманным. В этом его слабость и таящаяся в нем опасность – справедливый гнев легче легкого толкает на совершение несправедливостей. Если бы это было не так, нам были бы не нужны суды, в которых человеческие поступки, совершенные в приступе гнева, рассматриваются неторопливо и беспристрастно, во всяком случае в принципе беспристрастно. Даже самый посредственный суд все-таки лучше самого блестящего линчевания. Собственно, в том и заключается сущность гнева, что он может быть необходим, но никогда не бывает достаточным.
А. Гнев человека
1. Гнев таких людей, как
♦ Каин:
Быт 4:5,6
♦ Иаков:
Быт 30:2
♦ Моисей:
Исх 11:8
♦ Саул:
1Цар 20:30
♦ Давид:
2Цар 6:8
♦ Нееман:
4Цар 5:11
♦ Неемия:
Неем 5:6
♦ Иона:
Иона 4:1,9
2. Как контролировать наш гнев
♦ мы должны воздерживаться от гнева:
Пс 36:8; Еф 4:31
♦ мы должны быть медленны на гнев:
Иак 1:19,20
♦ мы должны владеть собой:
Притч 16:32
♦ в нашем гневе мы не должны грешить:
Пс 4:5; Еф 4:26,27
3. Мы можем быть ввержены в геенну огненную из-за гнева:
Мф 5:21,22
4. Мы должны позволять Богу мстить за грех:
Пс 93:1,2; Рим 12:19; 2Фес 1:6-8
Б. Гнев Иисуса
♦ на несправедливость:
Мк 3:5; Мк 10:14
♦ на кощунство в Храме Божием:
Ин 2:12-17
♦ на последнем суде:
Откр 6:16,17
В. Гнев Бога
1. Божий гнев праведен:
Рим 3:5,6; Откр 16:5,6
2. Причины Его гнева
♦ идолопоклонство:
3Цар 14:9,15,22; 2Пар 34:25
♦ грех:
Втор 9:7; 4Цар 22:13; Рим 1:18
♦ безверие:
Пс 77:21,22; Ин 3:36
♦ дурное отношение к другим:
Исх 10:1–4; Ам 2:6,7
♦ отказ раскаяться:
Ис 9:13,17; Рим 2:5
3. Выражение Его гнева
♦ временные осуждения:
Чис 11:1,33; Ис 10:5; Плач 1:12
♦ в день Господень:
Пс 109:5; Соф 1:15,18; Рим 2:5,8; Откр 11:18
4. Господь владеет Своим гневом
♦ Бог медлен на гнев:
Исх 34:6; Пс 102:8
♦ Божие милосердие больше, чем Его гнев:
Пс 29:6; Ис 54:8; Ос 8:8-11
♦ Бог отвратит Свой гнев:
Пс 77:38; Ис 48:9; Дан 9:16
♦ верующие избавлены от гнева Божия:
Рим 5:9; 1Фес 1:10; 1Фес 5:9
Syn: см. возмущение
ГНЕВ, а, м. Чувство сильного возмущения, негодования. Вспышка гнева. Быть в гневе. Г. плохой советчик (афоризм). Сменить г. на милость (перестать сердиться; ирон.).
• Не во гнев будь сказано пусть сказанное не рассердит, не вызовет раздражения. Ты, не во гнев будь сказано, поступаешь неумно.
м.
Чувство сильного негодования или возмущения, состояние крайнего раздражения или
недовольства кем-л., чем-л. (обычно бурно проявляющееся).
м. сильное чувство негодования: страстная, порывистая досада, попросту: сердце; запальчивый порыв, вспышка; озлобление, злоба. Не карай во гневу. Переложи гнев на милость. Не во гнев сказать. Гнев Божий, бедствие, постигающее человека; но пожар от грозы: Божья милость. Где гнев, там и милость. Покорное слово гнев укрощает. Гнева не пугайся, а на ласку не кидайся. Господин гневу своему, господин всему. Не налагайте гнева, наложите милость. Гневный, о человеке рассерженный, взбешенный, сердитый, кого берет зло; в этом же знач. о животных; о словах, приемах: кажущий гнев, во гневу сказанный, сделанный: гневная судьба, рок, река и пр. Гневен Бог Моисеев, милосерд Христос. Гневливый, сердитый, запальчивый, вспыльчивый, горячий. Гневливого слова пороги не держат, оно всегда оглашается. Гневливость, вспыль(запаль)чивость, склонность ко гневу. Гневать или гневить кого, приводить в гнев, сердить, бесить, выводить из себя. Живет, хлеб жует, небо коптит, да Бога гневит. Нечего Бога гневить, надо правду говорить. На это плакаться, только напрасно Бога гневить. С кем жить, того не гневить. Богу молись, а черта не гневи. Бога зови, а черта не гневи. Гневаться на что, на кого, сердиться, беситься, злиться; быть недовольну, негодовать, быть в неудовольствии. Гневайся, да не согрешай. Гневаться, дело человеческое, а зло помнить, дьявольское. Взгневается он на меня. Догневался до хвори. Загневался было. Нагневался вволю. Погневил его не много. Все перегневались. Больно прогневался, разгневался. Гневанье ср. действие или состояние гневного. Гневаш м. гневашиха ж. сердитый, гневливый, вспыльчивый человек. Есть дворянский род Гневашевых, или встарь: Гневашей. Гневодержный, памятозлобный, злопамятный, долгогневный, грозный; противопол. короткогневный. Гневонеистовый, себя непомнящий во гневе. Гневосердый, гневливый. Гневообуздание или гневоудержание ср. укрощение или обуздание гнева своего.
чувство негодования; см. Аффект .