холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»).
холм около Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Употребляется как синоним мученичества и страданий.
............
☼ (греч., из арам. galgalta', евр. gulgolet «череп»; срв. лат. calvarium, рус. Лобное место), место Распятия Иисуса Христа (Мф. 27:33; Мк. 15:22; Ин. 19:17); расположено в районе пригородных садов и могил, к северо-западу от Иерусалима, за городской стеной. Позорная смерть Христа вне пределов города, рано ставшая символом бездомности, бесприютности христиан, соотносится с ветхозаветными очистительными обрядами, при которых тела закланных жертвенных животных удаляли за сакральную границу стана или города (срв. евр. [13]:11-12). Средневековая иконография часто делала фоном сцены Распятия городскую стену Иерусалима. Что касается самого слова «Г.», оно представляет собой просто обозначение холма, круглого, как череп. Христианское богословие связало Г. с черепом Адама, провиденциально оказавшимся прямо под крестом, чтобы кровь Христа, стекая на него, телесно омыла Адама и в его лице все человечество от скверны греха (как это с пластической выразительностью изображено, например, на картине Беато Анджелико «Распятие со святыми Николаем и Франциском»). Г. рассматривалась как «пуп земли», сакральный «центр мира».
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь
Ступенчатое основание рельефного креста на стене культовой постройки.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Идти на Голгофу - переносить тяжелые испытания
(череп, иначе краниево лобное место, Мф 27:33, Мк 15:22, Ин 19:17, Лк 23:33) — горная возвышенность на с.-з. от Иерусалима, на которой был распят Господь. Голгофа находилась недалеко от города (Ин 19:20) вне врат (Евр 13:12), ныне же находится в самом городе, близ западной его оконечности и вся обстроена священными зданиями, в ознаменование священных мест и событий распятия, крестных страданий, погребения и воскресения Спасителя. Название Голгофы дано сему свящ. месту, вероятно, по сходству означенной местности с формою черепа, или потому, что здесь часто были видимы черепа казненных преступников; по преданию же Церкви, здесь погребен Адам. Голгофские события, описанные евангелистами, полны трогательнейшего интереса для каждого истинного Христианина. Вот, среди поруганий и насмешек со стороны воинов и толпы, Господь Иисус в страшных муках на кресте испустил дух. И какие ужасные знамения сопровождают смерть Богочеловека! Тьма по всей земле. Солнце померкло и не может взирать на страшное зрелище, земля содрогается, как бы сочувствуя страданиям своего Господа и Владыки, камни расседаются и тела многих усопших святых воскресают. С последним, предсмертным словом Господа: свершилось! начинается новая религиозная эра, и завеса храма раздирается на двое сверху донизу. Исполняется древнее пророчество ветхозаветного евангелиста пр. Ис: «и к злодеям причтен», так как Он был распят среди двух разбойников. Ветхозаветная обрядность прекратилась, когда Он принес Себя непорочным в жертву Богу. Вековая борьба с князем мира сего торжественно окончилась победою креста. «Отняв силы у начальств и властей, Он властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол 2:15). Да, по истине, на эти величайшие минуты унижения и торжества, позора и славы, человечество во все века будет взирать с глубоким трепетом и благоговением, и всегда будет видеть в них искупление от греха, поражение сатаны, примирение с Богом и спасение мира.
(евр. «череп», «лоб»)
гора, на которой был распят Иисус Христос. Служила у евреев обыкновенным местом казни преступников. По преданию, на Голгофе был погребен Адам. Она находилась тогда вне Иерусалима, сейчас оказалась в самом городе и вся застроена храмами. Еще в IV в. здесь был построен храм св. Еленой, а ныне на этом месте находится храм Гроба Господня.
В иконографии фоном для распятия обычно бывает стена Иерусалима, под Крестом – горка в виде обычных для русской иконописи уступов – лещадок. В горке пещера с костями и Адамовой головой. Иногда Голгофу изображают условно, в виде ступенек, которые сходятся под Крестом. Слово «Голгофа» употребляется иногда как символ подвижничества и нравственных страданий («взойти на Голгофу»).
Голг’офа (лоб, череп) (Мат.27:33 ; Мар.15:22 ; Иоан.19:17) — место вне северной (древней) стены Иерусалима, куда был выведен для казни и где был распят на кресте Господь Иисус Христос. Люди не могут с определенностью указать это место. В северо-западной части Иерусалима находится церковь Гроба Господня, построенная в 335 ·г. царицей Еленой якобы над гробом, в котором был положен Господь. Но это место находится внутри стен, которые были и во времена Христа. Вне же стен по соседству с Дамасскими воротами находится небольшой скалистый холм до сих пор издали напоминающий верхнюю часть черепа, который и мог быть Голгофой. По преданию, в этом холме была пещера Иеремии, в которой пророк плакал о разрушении Иерусалима и где написал книгу Плач Иеремии.
(др.-евр. - череп, лобное место) - гора, на которой был распят Христос. Служила у евреев обыкновенным местом казни преступников. Она находилась тогда вне Иерусалима, но теперь оказалась в самом городе и вся застроена храмами. Еще в 4 веке здесь был построен храм святой Еленой (Крестовоздвижение), а ныне на этом месте находится храм Гроба Господня.
возвышенность неподалеку от Иерусалима, на которой был распят Господь (лобное место). Во времена Иисуса Христа она находилась неподалеку от городских ворот. В наши дни она оказалась в черте города, недалеко от западной окраины Иерусалима. Название горы «Голгофа» происходит от ее сходства с человеческим черепом. Кроме того, в результате казней здесь часто были видны черепа осужденных. По церковному преданию, на Голгофе был погребен Адам. Однако самым значимым для христиан всего мира стали события, происходившие на этом месте в связи с крестной смертью Спасителя. Всеми четырьмя евангелистами описаны страдания Господа, которого среди насмехающейся толпы вели на казнь. Здесь Господь, распятый на кресте, испытал страшные муки, а смерти его сопутствовали жуткие знамения. В час телесной смерти Господа тьма была по всей земле, а почва содрогалась, как бы сочувствуя страданиям Иисуса. С последним словом Сына Божия разодралась надвое завеса в иудейском храме, символизируя начало новой религиозной веры.
♦ (ENG Golgotha)
(греч. от др-евр. gulgoleth - череп, лат. Calvaria -череп, Голгофа)
лобное место; расположенная в окрестностях Иерусалима похожая на череп гора, где был распят Иисус (Мк. 15:22; Ин. 19:17).
холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово "Голгофа" употребляется как синоним мученичества и страданий ("взойти на Голгофу").
ГОЛГОФА, ы, ж. (Г прописное) (книжн.). Место мучений, страданий [по названию холма близ Иерусалима, где, по христианскому вероучению, был распят Иисус Христос]. Взойти на Голгофу (принять страдания, муки).
— гора, на который был распят Христос. Она находилась тогда вне Иерусалима, к СЗ от него, но ныне Г. в самом городе и вся обстроена священными зданиями. Еще в IV в. здесь был построен храм св. Еленой, матерью императора Константина. Ныне на этом месте находится храм Гроба Господня. Г., от древнеевр. Gilgeiles-Golal, означает череп, лобное место, и служила у евреев обыкновенным местом казни преступников. По преданию, на Г. погребен Адам.