голосоведение, голосоведения, мн. нет, ср. (муз.). Искусство сочетания двух или нескольких параллельно звучащих голосов (в 3 знач.) в одно созвучное целое.
в многоголосном музыкальном произведении движение одного голоса и всех голосов вместе при переходе от одного сочетания звуков к другому.
ср.
Движение голоса (4), голосов при переходе от одного сочетания звуков к другому
(в многоголосном музыкальном произведении).
— переход голоса от одной ноты в партии к другой. В Г. следует соблюдать известные правила. В более строгом стиле голос не должен идти на увеличенные интервалы, делать больших скачков. В музыкальн. сочинениях сочетаемые голоса имеют разные направления: прямое, когда оба голоса двигаются в одну сторону, образуя между собой разные интервалы; прямое параллельное, в котором голоса двигаются в одну сторону, образуя между собой все тот же интервал, напр. гамма в терциях может служить образчиком этого направления; противоположное, когда один голос двигается вверх, а другой вниз; косвенное, когда один голос остается на месте, а другой двигается вверх или вниз. При Г. в музыке следует придерживаться преимущественно противоположного или косвенного направления. При прямом направлении безусловно устраняется движение голосов параллельными квинтами и октавами.
Н. С.
1. Движение каждого голоса в многоголосном произведении.
2. Соотношение двух или нескольких одновременно двигающихся голосов. Основные виды голосоведения: параллельное, прямое, косвенное, противоположное.