голый, голая, голое; гол, гола, голо.
1. Не имеющий на себе никакой одежды, раздетый, нагой. На пляже лежат голые тела. Не становись голыми ногами на пол.
2. Лишенный растительного покрова. Голая голова. Голый птенец. Голые деревья. Голые скалы. Голый веник. «Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.» Пушкин.
3. Ничем не покрытый. Голые стены. Спать на голом полу.
4. Беспримесный, крепкий, сплошной (разг.). Это не суп, а голая соль. Пьют голый спирт.
| Один только, безо всякой примеси, чистый. Голые факты. Голая истина. Голые цифры.
• Голыми руками брать - см. брать. Голой рукой не тронь (прост.) - подходи с опаской, будь осторожен. Гол как сокол; гол, но сокол - см. сокол.
Общеславянское – golъ.
Древнерусское – голъ, голый.
Слово «голъ» («голый») присутствует в древнерусском с XIII в., более ранними являются слова: «голина» – «голая земля» (с XII в.), «голъть» («голот») – «лед» (с XI в.). Слово общеславянское, предположительно восходит к общеславянскому golva из индоевропейского galua, gul. Поэтому русское слово «голый» имеет однокоренные аналоги в других языках: немецкое Kahl, голландское kaal, что указывает на латинское происхождение от calvus – «голый», «лысый».
Современное значение слова «голый» дошло без изменений – «нагой, обнаженный», «лишенный растительности (одежды)».
Родственными являются:
Украинское – голiй.
Чешское – holy.
Польское – goly.
Производные: голяк, голенький, оголить, голь, голытьба.
Брать (взять) голыми руками - овладевать чем-либо, захватывать что-либо без всякого труда, без особых усилий
Гол как сокол - о неимущем человеке
Голой овцы не стригут - с неимущего взять нечего
покрытый
одетый
Голыми руками брать - овладевать без всякого труда.
► Спящих охранников можно было брать голыми руками.
Гол как сокол - ничего не имеет, беден
► Богачу-дураку и с казной не спится, бобыль гол, как сокол, поёт - веселится. И. Никитин.
Гол, но сокол (разг. шутл.) - беден, но горд.
‘не имеющий на себе одежды - о человеке, частях тела’
Syn: нагой (приподн.), обнаженный, оголенный (редк.)
Ant: одетый, прикрытый
ГОЛЫЙ, ая, ое; гол, гола, голо, голы и (разг.) голы.
1. Не имеющий на себе одежды, покровов, нагой. Голое тело. Г. череп (совершенно лысая голова). Голые деревья (без листьев). Голые стены (без убранства). Спать на голом полу (без подстилки). Голыми руками (без оружия или без инструментов, без необходимых подсобных средств). Голыми руками не возьмёшь когон. (перен.: о том, кто хитёр, увёртлив; разг.). Г. провод (оголённый, без изоляции).
2. О местности: лишённый растительности. Голая степь. Голые скалы. В степи голо (в знач. сказ.).
3. перен. Взятый сам по себе, без добавлений, без прикрас. Голая истина. Голые цифры.
4. полн. ф. Чистый, без всяких примесей (разг.). Есть голую соль.
(Ян Ноllу) — один из замечательнейших словацких поэтов (1785-1849); был приходским священником. Г. писал в то время, когда романтизм господствовал во всей Европе; тем не менее, он остался совершенно чуждым этому направлению, и все его произведения, написанные нерифмованным шести— или пятистопным стихом, напоминают античные образцы. Этому способствовало, с одной стороны, семинарское его образование, с другой — пример современных чешских и венгерских писателей, поклонников классицизма. К тому же Г. всю жизнь свою провел в уединенной деревне, вдали от новых литературных веяний. Одна только из новых идей приобрела в Г. самого ревностного поклонника — идея общеславянского патриотизма. Но и тут Г. шел по особенному пути: он интересовался не настоящим славянства, но его прошедшим, которое восстановлял в своих сочинениях по образцу легенд о золотом веке, руководясь не историческими фактами, а собственной фантазией и требованиями сердца. Народное предание или исторический факт он развивает вполне своеобразно, выводя на сцену славянских богов, которые, подобно богам Гомера, принимают деятельное участие в борьбе людей; но они являются вместе с тем врагами человечества, чертями, защищающими свой культ против христианства и поддерживающих последнее ангелов. К таким вполне или полумифологическим поэмам принадлежит "Svatopluk", эпос в 12 песнях, изданный 1827-1830 гг., и "Slav", героическая поэма в 6 песнях, издания 1839 г. В первом историческая основа совершенно искажена, и Святополк является идеализированным героем христианского славянства. В поэме "Slav" нет ничего исторического: здесь представляется борьба родоначальника славян, Слава, с чудским племенем. Интерес произведениям Г. придает искреннее увлечение автора древней славой своего родного племени, любовью к родной земле. Эти качества особенно ярко выступают в идиллиях Г. "Selanky", в которых описывается в идеальном свете быт древн. славян (нап. в 1835 и 1836 гг. в альманахе "Zora"). Гораздо слабее героическая поэма Г. "Cyrillo-Methodiada", где описана жизнь и деятельность святых апостолов в Моравии. Значение Г. для словацкой литературы громадно; до него действовал один только Бернолак (см.), издавая популярные книжки. Г. первый создал из разговорного диалекта литературный поэтический язык и своими сочинениями положил твердое основание для позднейшей литературы словаков.
И. Лось.