19 мая 2024
450 тысяч слов
+57 за сегодня
Всё об этом слове:

Значения слова гомер

все
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Античный мир. Словарь-справочник
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Татарские мужские имена. Словарь значений
Античность от А до Я. Словарь-справочник
Энциклопедический словарь

Библейская энциклопедия арх. Никифора

гомер

   (законченность, совершенство) — имя двух лиц: (Быт. 10:2,3) старший сын Иафета и родоначальник народа, сохранившего свою национальность даже до времен Иезекииля (38:6). Гомер был родоначальник тех, которых греки называют Галатами, но которых в его время называли Гомерянами. Другие думают, что они тождественны с древними Кимрами, потомки которых остаются в Ирландии и Валлафе (Осии 1:3) — имя дочери Дивламма, жены прор. Осии, женщины блудейной, которую он должен был взять за себя, в ознаменование неверности и отступления от Бога Израилева. Гомор или Омер (Исх. 16:16, 18:32) — десятая часть ефы или бата, равная вместимостью трем сатам, т. е. содержала в себе 432 яичных скорлупы, именно столько, сколько нужно для пропитания человека на один день; (полтора гарнца).

Античный мир. Словарь-справочник

гомер

(греч. Homeros)

(IX - VIII вв. до н.э.)

   древнегреческий поэт, автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»; традиция приписывает ему также несколько гимнов (Гомеровские гимны) и комическую поэму «Маргит». Античность не сберегла конкретных сведений о жизни поэта, что породило ряд легенд и противоречивых гипотез о нем. Большинство греков верили в реальность Г., считали его учителем поколений. За право именоваться родиной Г. спорили семь городов: Смирна, Родос, Колофон, Саламин, Хиос, Аргос и Афины. Египетский царь Птолемей Филопатор велел соорудить в Александрии храм поэта, в центре которого стояла его статуя, окруженная аллегорическими изображениями упомянутых городов. Согласно традиции, впервые греков познакомил с поэмами Г. спартанский царь Ликург, а при афинском тиране Писистрате их записали и окончательно отредактировали. О популярности этих поэм свидетельствует хотя бы тот факт, что из 470 литературных папирусов, найденных учеными в Египте в 1919 г., ок. 270 содержали отрывки из поэм Г. Вместе с тем уже в античное время высказывались весьма критические замечания о Г. Напр., в конце IV в. до н.э. Зоил из Амфиполя написал «Поношение Гомера», за что получил прозвище «Гомеров бич». Одним из первых занялся восстановлением текста Г. на основании богатого рукописного материала Зенодот Эфесский. Его работу продолжили Аристарх Самофракийский, Аристофан Византийский и др.

   Андреев Ю.В. Об историзме гомеровского эпоса // ВДИ. 1984. № 4; Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978; Захаров А.А. Гомер. М., 1960; История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М.; Л., 1946. С. 73-152; Казанский Б.В. Нынешнее состояние гомеровского вопроса // Классическая филология. Л., 1959; Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960; Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962; Соколов Ф.Ф. Гомеровский вопрос // Opuscula. Труды Ф.Ф. Соколова. Спб., 1910. С. 1-148; Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983; Godino F. Einfьhrung in Homer. Berlin, 1970; Heubeck A. Die homerische Frage. Bericht ьber die Forschung der letzten Jahrzehnte. Darmstadt, 1974; Introduction a Homero / Ed. por L. Gil. Madrid, 1963; Kumanecki K., Mankowski L. Homer. Warszawa, 1974; Luce J.V. Homer and the heroic age. London, 1975; Seymor Th.D. Life in the Homeric age. New York, 1963; Wace J.B.A., Stubbings H., Frank T. A Companion to Homer. London, 1962.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   др.-гр. эпический поэт. Биогр. данные о нем недостоверны; вер. всего, Г. принадлежал к школе рапсодов с о-ва Хиос, к-рый в ист. время славился своими сказителями-гомеридами. В антич. вр. Г. считали автором <ьИлиады», «Одиссеи», «Батрахо-миомахии», сб. гимнов и др. соч. В наст. вр. авторство Г. закрепляется только за двумя бол. поэмами, причем существует мнение, что «Илиада» создана ок. 730 до н. э., а «Одиссея» оформилась позже в твор-ве другого поэта. Т. о., имя Г. как создателя обеих поэм явл. достаточно условным, и более продуктивным след, признать рассмотрение поэм как первых в европейской лит. памятников героич. эпоса. Характерным признаком этого жанра явл. совмещение разл. временных пластов: к воспоминаниям о далеком прошлом, послужившем основой сюжета, присоединяется изображение совр. поэту обществ, отношений. Соотв. в «Илиаде» представление о могущественных др.-гр. царствах восходит к эпохе до крушения микен. дворцов ок. 1200 до н. э., в то время как господство племенных вождей, организация воен. дела, погребальный ритуал и т. п. воспроизводят реалии более близких к поэту IX - VIII вв. В «Одиссее» интерес к чужим землям, дух любознательности и предприимчивости отражают обществ, атмосферу начавшейся в VIII в. до н. э. гр. колонизации. С т. зр. худож. обе поэмы - результат освоения устной героич. традиции с целью создания закончен, эпич. целого. К стадии фольклорного предания принадлежат у Г. черты т. н. эпического стиля. К ним относятся: 1) постоянные эпитеты, определяющие героя («быстроногий Ахилл») или группу людей («волочащие одежды троянки») и занимающие вместе с существительным твердо фиксированное место в стихе; 2) повторения, воспроизводящие одинаковые ситуации (нач. дня, приготовление к пиру, вооружение воина и т. п.); повторяющиеся стихи составляют в обеих поэмах ок. 1/3 их текста; 3) сравнения, часто превращающиеся в самост. картины природы (описание боя за тело Патрокла в кн. XVII «Илиады»); 4) наклонность к детализации, когда каждый назв. предмет заслуживает спец. описания (скипетр Агамемнона в кн. I «Илиады», шрам на ноге Одиссея в кн. XIX «Одиссеи»). К дописьменному бытованию эпоса надо отнести специф. способ изобр. эмоциональной и интеллектуальной деятельности героев: готовность к подвигу, чувства гнева, страха, ошибочные решения, возникающие под воздействием извне (к.-н. бог или «демон» может «вложить в дух» смертного отвагу или «повредить», «изъять» у него разум). В процессе размышления героя ответ на его сомнения дает в «Илиаде» однознач. нравств. норма (благородный муж не смеет помышлять об отступлении); в «Одиссее» часто на первый план выступают соображения целесообразности (что «выгоднее» сделать). Наряду с использованием эпич. стиля поэмы Г. представляют собой хорошо организованное худож. целое, носящее очевидные признаки индивидуального замысла. Гнев Ахилла, ведущий к отказу от участия в боевых действиях, дает возможность поэту развернуть галерею др. героев. Когда Ахилл, горя желанием отомстить за гибель Патрокла, вступает в сражение, все проч. персонажи уходят в тень. 91

   Самоустранение Ахилла позволяет развернуться и троянскому предводителю Гектору: как только Ахилл возвращается в бой, гибель Гектора предопределена. В «Одиссее» повеств. ведется снач. от двух разл. исходных точек: в то время как Телемах отправляется на розыски отца, сам Одиссей после многодневных скитаний по морю попадает в страну феаков, где он рассказывает о своих приключениях после взятия Трои. Обе сюжетные линии смыкаются во 2-й пол. поэмы, когда Одиссей, вернувшись на Итаку, встречает Телемаха, дает ему узнать себя и вместе с ним готовит расправу над женихами Пенелопы. О тщательно продуманном плане обеих поэм говорит их композиция. Хотя действие «Илиады» охватывает всего 50 дней на 10-м году Троянской войны, а действие «Одиссеи» - 40 дней на 10-м году послевоен. странствий героя, с помощью воспоминаний разл. персонажей, экскурсов в прошлое и пророчеств о будущем в повеств. включаются сведения о предшествующих годах войны и о событиях послевоен. лет. В свою очередь, из 50 дней, составляющих содержание «Илиады», только 8 наполнены действием, описываемым подробно: сражения одного дня занимают 8 кн., с XI по XVIII ок. 5500 ст.), другого - 4 кн., с XIX по XXII. Осн. сюжетное ядро симметрично обрамлено кн. I и XXIV, занимающими каждая по 21 дню. В первой кн. 9 дней свирепствует мор в гр. лагере, затем Фетида 12 дней ожидает свидания с Зевсом; в кн. XXIV только на 12-й день после гибели Гектора Приам отправляется к Ахиллу, еще 9 дней троянцы оплакивают погибшего и готовятся к его погребению. К ночи с 25-го на 26-й день, т. е. к середине срока повеств., приурочено посольство к Ахиллу (кн. IX), вокруг к-рого опять же симметрично расположены сходные мотивы: единоборство Менелая с Парисом (кн. III) и Ахилла с Гектором (кн. XXII), два свидания Ахилла с Фетидой (кн. I и XVIII), двойное вмешательство Геры (кн. VIII и XIV) и т. п. В «Одиссее» предельная концентрация действия также соседствует с эпич. неторопливостью в изложении главного: больше половины из 40 дней уходит на подготовку Одиссея к отплытию и его плавание до о-ва феаков (эти происшествия занимают неполные 270 ст. в кн. V), в то время как важнейшие события - появление Одиссея во дворце и расправа с женихами - описываются в 6 кн., хотя и укладываются в неполные 2 дня. Специф. окраску изложению в поэмах придает т. н. «божественный план», с помощью к-рого поэт дает двойную мотивировку поведению смертных: вполне объяснимое из субъект, побуждений человека оно получает дополнительное обоснование в стоящей за ним воле богов. К числу несомненных худож. достижений Г. относится иск-во индивид, характеристики. При общем для всех вождей чувстве долга и отваги Ахилл отличается прямотой и стремительным темпераментом, Агамемнон - тщеславной гордостью, Одиссей - осторожностью и хитростью. Столь же разнообразны женские образы: предчувствующая гибель мужа и свою бедственную долю Андромаха; почти потерявшая веру в возвращение Одиссея, но по-прежнему верная ему Пенелопа; симпатизирующая Одиссею Навсикая. Поэмы Г. - своеобр. энциклопедия древнего мира; к ним апеллировали в полит, конфликтах, искали примеры обществ, и личного поведения. Совокупность вопросов, связанных с происх. и авторством поэм, явилось в Нов. вр. предметом т. н. гомеровского вопроса.

   В.Я.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

   * * *

   Греки считали, что эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком. В обеих поэмах собраны древние легенды, "рассказы путников" и свидетельства микенской эпохи, и в то же время четкость сюжета и рельефность характеров героев делают "Илиаду" и "Одиссею" не похожими на устные эпические поэмы. Так или иначе, во времена Писистрата обе поэмы уже были известны в своем окончательном виде. По-видимому, автор "Илиады" был ионийцем и написал поэму около 700 до н. э. на богатом материале троянских сказаний. Все события "Илиады" происходят в течение нескольких недель, однако предполагается, что читатель знает всю предысторию Троянской войны. Возможно, что "Одиссея" была написана позже тем же автором. Отношения героев "Одиссеи" более запутанные, их характеры менее "героические" и более утонченные; автор показывает свое глубокое знание культуры стран Восточного Средиземноморья. Хотя связь между двумя поэмами весьма тесная и, возможно, что "Одиссея" была задумана как продолжение "Илиады", "Одиссея" все же представляется более оригинальным произведением. Александр Великий всегда возил с собой в золотой шкатулке томик "Илиады".

   Начиная с 6 в. до н. э. появились так называемые "сыновья Гомера" (рапсоды) - люди, которым законодательно предоставлялось право публично декламировать поэмы Гомера. В качестве вступления к таким декламациям использовались "гомеровские гимны", содержащие обращения к разным богам.

   Аристотель в "Поэтике" высоко оценивает Гомера как эпического поэта, и сегодня мы можем сказать, что никто не оказал такого глубокого влияния на западноевропейскую литературу, как Гомер. Гомер возглавляет группу самых прославленных язычников, которых Данте с Вергилием встречают на своем пути ("Божественная комедия", Ад, 4). Монтень называл Гомера "богоравным". В новое время к образу Гомера часто обращались крупные художники, например Рафаэль ("Парнас") и Энгр ("Апофеоз Гомера"). Древнерусский читатель мог найти упоминание о Гомере (Омире, как называли на Руси Гомера, следуя византийскому произношению) уже в "Житии" первоучителя Кирилла, а о Троянской войне прочесть в переведенных уже в киевскую эпоху византийских всемирных хрониках. Первая попытка стихотворного переложения небольших фрагментов гомеровских поэм принадлежит Ломоносову. Тредиаковский перевел гекзаметром - тем же стихотворным размером, которым писал Гомер - роман французского писателя Фенелона "Приключения Телемаха", написанный по мотивам "Одиссеи". "Телемахида" Тредиаковского содержала ряд вставок - прямых переводов с древнегреческого. Во 2-й половине 18 в. поэмы Гомера переводил Ермил Костров. В 19 в. были сделаны ставшие классическими переводы "Илиады" Гнедичем и "Одиссеи" Жуковским. По поводу перевода Гнедича Пушкин написал гекзаметром сначала такую эпиграмму:

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера.

Боком одним с образцом схож и его перевод.

Потом Пушкин тщательно вымарал эту эпиграмму и написал следующую:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой.

   Поэтические сравнения Гомера таковы, что стоит только автору сделать слабый намек, как вся образная картина выстраивается сама собой. Особенно мастерски Гомер пользуется этим приемом в "Илиаде", когда незначительная на первый взгляд бытовая подробность, введенная в эпическое повествование, может вдруг совершенно сменить тональность. Например, Зевс у Гомера взвешивает все доводы, определяющие исход войны, так же как бедная пряха взвешивает шерсть на ручных весах; Ахилл сравнивает рыдающего Патрокла с плачущей девочкой, еще не научившейся ходить и не способной самостоятельно подняться с земли. Огромные греческие армии Гомер сравнивает с лесным пожаром, со стаями лебедей, с тучами насекомых, кружащихся в коровнике вокруг ведра с молоком. Многие гомеровские образы перешли в литературу более поздних эпох: например, сравнение человеческой души, ожидающей Харона, перевозящего души через Стикс в царство мертвых, с опавшим осенним листом, после Гомера мы находим у Вергилия, Данте и Мильтона. Гомеровскими образами насыщена и русская литература - достаточно вспомнить Мандельштама:

Бессонница, Гомер, тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины...

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Библейский Словарь к русской канонической Библии

гомер

Гом’ер (совершенство) (Быт.10:2,3; 1Пар.1:5,6; Иез.38:6) — сын Иафета, сына Ноя, родоначальник, как полагают, некоторых северных народов.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

гомер

греческий поэт, живший приблизительно в VIII веке до н.э. Родиной его, скорее всего, мог быть город Смирна в Малой Азии или о. Хиос в Эгейском море. Считается создателем знаменитого греческого героического эпоса - поэмы «Илиада», в которой изображен конец 10-летней борьбы греков за город Трою (Илион) в Малой Азии (см. Ахилл).

Татарские мужские имена. Словарь значений

гомер

Жизнь (время от рождения до смерти), человеческий век. Житие. Антрополексема.

Античность от А до Я. Словарь-справочник

гомер

(греч. Homeros, лат. Homerus, ок. VIII в. до н. э.)

   древнегреческий поэт, стоящий у истоков греческой и, следовательно, европейской литературы. Его имя связано с древним литературным жанром греков, греческим эпосом, особенно с «Илиадой» и «Одиссеей». 7 городов спорили за честь называться родиной Гомера. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. Создавая свои поэмы, он основывался не столько на исторических фактах, сколько на мифологических интерпретациях. «Илиада», т. е. поэма об Илионе (второе название Трои), состоит из 15700 стихов, которые были потом разбиты на 24 песни, по числу букв древнегреческого алфавита. Сюжетной основой «Одиссеи» - второй поэмы Гомера - является повествование о возвращении царя Одиссея домой, на остров Итаку. Вокруг этого сюжета группируются и другие события поэмы, связанные с женой Одиссея - Пенелопой и их сыном Телемахом. В определенном смысле «Одиссея» (12100 стихов) является продолжением «Илиады», но «Илиада» - военно-героическая поэма, повествующая о войне греков с троянцами, а «Одиссея» - поэма о мирной жизни. В первых 4-х песнях говорится о судьбе Пенелопы, а в пятой и последней - о странствиях Одиссея. Эпос Гомера дал толчок ко всему последующему творчеству. Ливий Андроник перевел «Одиссею» на латинский язык., а Вергилий своим произведением «Энеида» хотел достичь уровня гомеровского эпоса. Полуфантастический образ Гомера породил в науке гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса (в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества).

Энциклопедический словарь

гомер
  1. (греч. Homeros, лат. Homerus), легендарный греческий поэт, с именем которого связаны две величайшие поэмы древности, стоящие у истоков европейской литературы, - "Илиада" и "Одиссея". Время создания поэм. История текста Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. "Семь городов, пререкаясь зовутся отчизной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака, Афины" - говорится в одной греческой эпиграмме (на самом деле список этих городов был более обширен). Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 в. до н. э. (после Троянской войны) и кончая 7 в. до н. э.; широко бытовала легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. Существуют поздние античные свидетельства об окончательной редакции их текстов при афинском тиране Писистрате в середине 6 в. до н. э., когда их исполнение было включено в празднества Великих Панафиней. В древности Гомеру приписывали комические поэмы "Маргит" и "Война мышей и лягушек", цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: "Киприи", "Эфиопида", "Малая Илиада", "Взятие Илиона", "Возвращения" (т. н. "киклические поэмы", сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием "Гомеровские гимны" существовало собрание из 33 гимнов богам. Огромную работу по собиранию и уточнению рукописей поэм Гомера проделали в эпоху эллинизма филологи Александрийской библиотеки Аристарх Самофракийский, Зенодот из Эфеса, Аристофан из Византия (они же разделили каждую поэму на 24 песни по числу букв греческого алфавита). Стало нарицательным имя софиста Зоила (4 в. до н. э.), прозванного за критические высказывания "бичом Гомера". Ксенон и Гелланик, т. н. "разделяющие", высказали мысль о возможной принадлежности Гомеру только одной "Илиады"; они, однако, не сомневались ни в реальности Гомера, ни в том, что каждая из поэм имеет своего автора. Гомеровский вопрос Вопрос об авторстве "Илиады" и "Одиссеи" был поставлен в 1795 немецким ученым Ф. А. Вольфом в предисловии к изданию греческого текста поэм. Вольф считал невозможным создание большого эпоса в бесписьменный период, полагая, что созданные различными аэдами сказания были записаны в Афинах при Писистрате. Ученые разделились на "аналитиков", последователей теории Вольфа (немецкие ученые К. Лахман, А. Кирхгоф с его теорией "малых эпосов"; Г. Герман и английский историк Дж. Грот с их "теорией основного ядра", в России ее разделял Ф. Ф. Зелинский), и "унитариев", сторонников строгого единства эпоса (переводчик Гомера И. Г. Фосс и филолог Г. В. Нич, Ф. Шиллер, И. В. Гете, Гегель в Германии, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в России). Гомеровские поэмы и эпос В 19 в. "Илиада" и "Одиссея" сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. В 1930-х гг. американский филолог-классик Мильман Пэрри, сопоставляя поэмы Гомера с живой эпической традицией, еще существовавшей в то время у народов Югославии, обнаружил в гомеровских поэмах отражение поэтической техники народных певцов-аэдов. Созданные ими поэтические формулы из устойчивых сочетаний и эпитетов ("быстроногий" Ахиллес, "пастырь народов" Агамемнон, "многоумный" Одиссей, "сладкоречивый" Нестор) давали возможность сказителю "импровизируя" исполнять эпические песни, состоявшие из многих тысяч стихов. "Илиада" и "Одиссея" всецело принадлежат многовековой эпической традиции, но из этого не следует, что устное творчество анонимно. "До Гомера мы не можем назвать ничьей поэмы подобного рода, хотя, конечно, поэтов было много" (Аристотель). Главное отличие "Илиады" и "Одиссеи" от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события, - в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем. Язык поэм Язык гомеровских поэм - исключительно поэтический, "наддиалектный" - никогда не был тождествен живой разговорной речи. Он складывался из соединения эолийских (Беотия, Фессалия, остров Лесбос) и ионийских (Аттика, островная Греция, побережье Малой Азии) диалектных черт с сохранением архаического строя более ранних эпох. Метрически оформлял песни "Илиады" и "Одиссеи" уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр - стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивали вневременной характер событий и величие образов героического прошлого. Гомер и археология Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870-80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Впечатление было столь сильным, что эпоха Гомера надолго стала ассоциироваться с периодом расцвета Ахейской Греции в 14-13 вв. до н. э. В поэмах, однако, прослеживаются также многочисленные археологически засвидетельствованные черты культуры "героического века", как например, упоминание о железных орудиях и оружии или обычай кремации умерших. Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают "Каталог кораблей" ("Илиада", 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: "Илиада" отражает представления о человеке "героического периода", "Одиссея" стоит как бы на рубеже иной эпохи - времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира. Гомер в античности Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни - от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты "составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы" (Геродот). По мнению Страбона, Гомер был единственным из поэтов древности, кто знал почти все об ойкумене, о народах, ее населяющих, их происхождении, образе жизни и культуре. Данными Гомера как подлинными и заслуживающими доверия пользовались Фукидид, Павсаний, Плутарх. Отец трагедии Эсхил называл свои драмы "крохами от великих пиров Гомера". Греческие дети учились читать по "Илиаде" и "Одиссее". Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список "Илиады", который хранил под подушкой вместе с кинжалом. Переводы Гомера В 3 в. до н. э. римский поэт Ливий Андроник перевел "Одиссею" на латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и Аристотеля, поэтическую славу Гомера затмевала слава Вергилия. Лишь в конце 15 в. появились первые переводы Гомера на итальянский язык (А. Полициано и др.). Событием в европейской культуре 18 в. стали переводы Гомера на английский язык А. Попа и на немецкий язык И. Г. Фосса. Впервые фрагменты "Илиады" на русский язык перевел двадцатисложным силлабическим - т. н. александрийским - стихом М. В. Ломоносов. В конце 18 в. Е. Костров перевел ямбом первые шесть песен "Илиады" (1787); были изданы прозаические переводы "Илиады" П. Екимова и "Одиссеи" П. Соколова. Титаническая работа по созданию русского гекзаметра и адекватному воспроизведению образной системы Гомера была проделана Н. И. Гнедичем, чей перевод "Илиады" (1829) до сих пор остается непревзойденным по точности филологического прочтения и исторической интерпретации. Высочайшим художественным мастерством отличается перевод "Одиссеи" В. А. Жуковского (1842 - 49). В 20 в. "Илиада" и "Одиссея" были переведены В. В. Вересаевым.
  2. древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается авторство "Илиады", "Одиссеи" и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Полуфантастический образ Гомера породил в науке т. н. гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса (в т. ч. соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества).
Поделиться:
Действия:
Скачать в doc

Предложения со словом гомер

  • Более того, Пифон, возможно, отождествляется с Тифоном в гомеровском гимне Аполлону Пифийскому и в схолиях к Аполлонию Родосскому и с греческим Сетом (см.
  • Эпос не приобрел здесь того светского характера, каким у греков отличались уже гомеровские поэмы, автобиографические повествования не обрели вида развернутых мемуаров, а хроники, оставаясь по существу официальными царскими прокламациями, так и не трансформировались в индивидуализированное историописание, нацеленное на научную реконструкцию прошлого, проникнутое оригинальной философской идеей.
  • Все знают выражение «гомерический смех», но никто не обратил внимания на тот факт, что этот знаменитый смех – создание не Гомера, а Демодока.
  • Начиная с эпохи Возрождения европейская живопись наполнена гомеровскими сюжетами и мотивами, многие художники изображали Елену, Ахилла, Гектора и Андромаху, Приама и Гекубу, олимпийских богов, Энея (играя заметную роль в «Илиаде», он становится заглавным персонажем «Энеиды» Вергилия) и другие гомеровские сюжеты.