гордость, гордости, мн. нет, жен.
1. отвлеч. сущ. к гордый. Гордость характера. Гордость поступи.
2. Поведение, характер гордого (в 1 и 2 знач.) человека. Моя гордость мне этого не позволяет. «Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою гордость.» Достоевский.
3. То, чем (или тот, кем) гордятся. Эта турбина - гордость нашего завода. Матросы, краса и гордость революции.
черта характера, выражающаяся в чрезвычайно высокой оценке человеком собственных достоинств. Г. может трактоваться и как добродетель, и как порок. Этические аспекты порочной Г. получили раскрытие в древнегреческой трагедии. Аристотель в своей теории пороков и добродетелей затрагивает сугубо нравственные проявления порочной Г., связанные с завышенной самооценкой. В восточно-христианской аскетической литературе Г. и предшествующее ей тщеславие венчают список восьми порочных помыслов и понимаются как две последовательные стадии стремления к собственному возвеличению. В отличие от противостоящей им добродетели "смирения", эти пороки характеризует непреодолимая потребность в показе, во-первых, своего превосходства над ближними и, во-вторых, независимости от Божеств. Гордый человек не признаёт слабости своей греховной природы и воспринимает себя как безусловное бытие, он стремится к полному "уничижению" ближнего или к ничем не ограничиваемому господству над ним. Поворот к антропоцентризму, секуляризации представлений о месте человека в мире, определявших с эпохи Возрождения облик европейской философии, привели к складыванию новоевропейской позитивной трактовки Г. Согласно этой трактовке, Г. стала пониматься как один из синонимов человеческого достоинства, самоуважения, независимости.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 54-55)
смирение
стыд
(гордыня)
в христианстве один из основных человеческих пороков. В Евангелии от Марка (см. Мк. 7, 21-23) гордость указывается среди 12 злых помыслов, которые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Апостол Павел включает гордость в число множества пороков, которые овладеют греховными людьми в последние дни (см. 2 Тим. 3, 1-9), людьми, отпавшими от Бога, не исполняющими данного Им закона (см. Рим. 1, 30). Против гордости предостерегает в соборном Послании апостол Иоанн Богослов (см. 1 Ин. 2, 16), и апостол Иаков в соборном Послании также увещевает гордых: вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак. 4, 16). Свт. Иоанн Златоуст ставит гордость на первое место: от нее происходят и зависть, и ненависть, и гнев – гордый одержим всеми этими страстями; гордость – первое побуждение ко злу, а возможно, «и корень и основание»: сколько ни совершали бы мы добрых дел, этот порок не позволяет им укрепиться в нас. Прп. Иоанн Лествичник также считает гордость основой всех страстей.
Гордость свидетельствует о высшей степени падения человека в религиозном и этическом отношениях. Однако только на высшей ступени развития этого порока особенно явно выступает религиозное противление Богу, на начальной же ступени она касается ближайшим образом людей. Гордыня есть отступление от Бога, отвержение Божией помощи, упование на собственные силы. Первые люди впали в грех от гордости, возжелав быть равными Богу, за это они лишились того, что имели. По причине гордыни Люцифер, который был так назван за превосходство блеска и красоты своей, был низвержен с небес и ниспал в преисподнюю, из Архангела он сделался диаволом. Гордость зарождается неприметно. Гордый человек не признает никаких коренных недостатков в себе, а если и осознает их, то виновным себя не считает. Такой человек полагает, что и в познании и в деятельности он может обойтись собственными средствами, единственным критерием для его мыслей, настроения и действия является тот, который он устанавливает сам. Плотская гордыня характеризуется следующими признаками: в разговоре – крикливостью, в молчании – досадой, в веселии – громким смехом, в ответе – строптивостью, в речи – безрассудством, она сопровождается нетерпением, чужда любви, дерзка в оскорблениях, а в перенесении их малодушна, не признает повиновения, увещания, всегда готова настаивать на своем мнении. По таким проявлениям можно распознать возникновение гордости и подавить ее в самом начале.
В той или иной форме, особенно смягченной, грех гордыни очень распространен: даже верующий в Бога человек, сознающий, что он создан Творцом всего и что все от Бога, часто считает, что своими достижениями он обязан только самому себе и это его собственные заслуги, – таким образом рождается в нем самолюбие, честолюбие, тщеславие. Духовная гордость овладевает немногими. Она искушает тех, кто победил все предыдущие пороки и почти достиг вершины добродетели. Преобладание высокомерия в человеке приводит к тому, что вся его жизнь делается нечистой, даже если подвизался он в целомудрии, девстве, постничестве, молитвах, милостыне и других добродетелях.
♦ "У таракана, ежели он в щи попадет, вид меланхолический, покоряющийся неизбежности, но гордый" (М. Шагинян З. Гиппиус, 30 нояб. 1910 — НЖ 171, 171).
♦ Переписка О. Фрейденберг с Б. Пастернаком — переписка гордости с уничижением паче гордости.
♦ "Архиерейская гордость напоминала дамскую": не гордость, а опасение неприличного плюс привычка быть предметом ухаживания (Гиляров-Плат., 11, 250).
начало всех грехов и всех зол. Гордый всегда отступает от Бога. Из-за гордости отпал от Бога Его первейший помощник - Денница, который был свергнут с небес и с тех пор зовется диаволом; из-за гордости ослушались Бога и подчинились лукавству диавола Адам и Ева. Господь - одно из Имен Божиих. Грех - восстание против Бога, отступление делом, словом или помышлением от заповедей Божиих и Закона Божия. Произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли людей, от произвольного уклонения их от Бога, от замены святой Его воли своею, от своеволия.
Гордость
♦ Fierté
Довольство собой (даже если речь идет о другом: «Я тобой горжусь»), которому сопутствует некоторая доля презрения к другим. Чувство законности своего превосходства или, во всяком случае, собственной значимости, якобы превосходящей средний уровень или заслуженной (перед кем?). Располагаясь где-то посредине между достоинством и гордыней, гордость все же тяготеет к последней. Это недостаток, считающий себя добродетелью, мелкость, мнящая себя величиной. Это нехватка скромности, следовательно, трезвости ума.
Гордость обретает ценность лишь в качестве средства защиты против презрения, объектом которого становится человек. Еще можно понять, когда устраивают демонстрации в защиту «гордости гомосексуалистов» (gay pride). Но демонстрация в защиту гордости гетеросексуалов стала бы сборищем мещан и гомоненавистников.
, гордыня
А. Обоснованная гордость
1. Основания для такой гордости
♦ хвалиться Господом:
Пс 33:3; Пс 43:9; Иер 9:24; 1Кор 1:31
♦ хвалиться крестом Господа:
Гал 6:14
♦ хвалиться богобоязненными церквами:
2Кор 1:14; 2Кор 7:4; Флп 2:6
2. Слава подобной гордости должна быть
♦ в благодати Божией:
2Кор 1:12
♦ в Иисусе Христе:
Рим 15:17,18
♦ в Святом Духе:
Рим 15:18,19
Б. Грешная гордыня
1. Основные черты горделивого человека
♦ пытается быть как Бог:
Быт 3:5,6
♦ считает себя лучше, чем другие:
Лк 18:10-12
♦ хвастается своим происхождением:
Лк 3:8; Ин 8:33
♦ гордится храмом:
Иер 7:4
♦ тщеславится своими поступками:
Ис 10:12–15; Иез 28:1–7; 1Кор 4:7
2. Заметные примеры
♦ Адам и Ева:
Быт 3:5,6
♦ Давид:
1Пар 21:1-7
♦ Озия:
2Пар 26:16
♦ Езекия:
2Пар 32:25
♦ Навуходоносор:
Дан 4:30
♦ Ирод:
Деян 12:21-23
3. Результаты такой гордости
♦ обманывает сердце:
Иер 49:16
♦ ожесточает сердце:
Дан 5:20
♦ производит раздоры:
Притч 13:10
♦ приносит посрамление:
Притч 11:2
♦ предшествует погибели:
Притч 16:18
♦ приводит к противостоянию с Господом:
Притч 3:33–35; Иак 4:6
♦ наказывается Господом:
Лев 26:18–20; Соф 2:10,11; Мал 4:1
4. Предостережения от подобной гордости:
Притч 8:13; Притч 16:5,18; Притч 21:4,24; Лк 18:9; Рим 12:16; 1Ин 2:16
ГОРДОСТЬ, и, ж.
1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г.
2. Чувство удовлетворения от чегон. Г. победой.
3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института.
4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.